Оглавление
Зачем и можно ли менять R134a на R600a?
Со временем производительность холодильного оборудования на R134a падает. Это связано в основном с изношенностью компонентов системы. Многие холодильщики предлагают менять фреон на R600a.
Есть мнение, что после этого быстро выходит из строя компрессор. Но… давайте разберемся. Если холодильник начал плохо охлаждать, то велика вероятность что компрессор сильно изношен. Использование R600a улучшит хладопроизводительность. Но компрессор со временем сломается, но по причине износа, а не из-за перехода на новый фреон.
Еще один аргумент в пользу замены – шум. В системах под фреон R134a ставят более мощные насосы, чем на оборудование под R600a. Соответственно, уровень шума у них выше. после замены насос не так интенсивно работает, техника, соответственно, работает тише.
Стандартная тара для фреона R600a, нетто — 13,6 кг.
Применение
Фреон R407C по техническим характеристикам близок к хладагенту R22. Замена им устаревшего состава не требует внесения существенных модификаций в действующую холодильную систему. При переходе на гидрофторуглеродную смесь заменяют эластомеры, предохранительные клапаны, адсорбирующие элементы фильтров, масло. Зеотропная смесь характеризуется низким коэффициентом теплопередачи. Эта разница не заметна в установках с пластинчатыми теплообменниками.
Сфера применения:
- бытовые и коммерческие кондиционеры;
- промышленное холодильное оборудование;
- тепловые насосы;
- холодильники;
- автомобили с функцией охлаждения груза;
- холодильные склады;
- ледяные катки.
Характеристики хладагента R134a
Параметр | Значение |
---|---|
Химическая формула | СF3CFН2 |
Температура кипения (Р=0,105 Мпа), ℃ | -26.1 |
Температура плавления, ℃ | -101 |
Критическая температура, ℃ | 101.5 |
Критическое давление, МПа | 4.067 |
Критическая плотность, кг/м | 538.5 |
Молекулярный вес, г/моль | 102.03 |
Плотность при 0 ℃ (жидкая фаза), кг/м3 | 1293 |
Плотность при 0 ℃ (газ), кг/м3 | 14.49 |
Растворимость в воде | 0.0015 |
Озоноразрушающий потенциал, ODP | |
Потенциал глобального потепления, GWP | 1300 |
Совместимость с маслами | POE, PAG |
Замены | R12, R600a |
Вязкость и теплопроводность фреона r134a на линии равновесия жидкость – газ
t, ℃ | Вязкость, мкПа·с | Теплопроводность, мВт/(м·К) | ||
---|---|---|---|---|
жидкость | пар | жидкость | пар | |
-70 | 781 | 8.03 | 128.6 | 7.47 |
-60 | 664 | 8.43 | 122 | 8.02 |
-50 | 570 | 8.84 | 115.9 | 8.6 |
-40 | 492 | 9.25 | 110.4 | 9.19 |
-30 | 425 | 9.74 | 105.2 | 9.82 |
-20 | 369 | 10.2 | 100.3 | 10.5 |
-10 | 322 | 10.7 | 95.7 | 11.2 |
282 | 11.2 | 91.3 | 11.9 | |
10 | 249 | 11.7 | 87.1 | 12.7 |
20 | 220 | 12.2 | 83.1 | 13.5 |
30 | 195 | 12.7 | 79.1 | 14.4 |
40 | 172 | 13.2 | 75.1 | 15.4 |
50 | 152 | 13.8 | 71.1 | 16.5 |
60 | 134 | 14.5 | 67.1 | 17.7 |
70 | 116 | 15.3 | 62.8 | 19.2 |
80 | 99.5 | 16.5 | 61.8 | 23.6 |
90 | 82.2 | 18.4 | 61.3 | 31.3 |
100 | 61.9 | 21.7 | — | — |
Как определить, каким фреоном заправлен холодильник?
Неважно, какой холодильник у вас – LG, Индезит, Атлант, Орск, Samsung, Стинол, Бирюса или другой. В 95% случаев используется два варианта хладагента: R600a или R134a. Узнать, какой из них заправлен, можно на специальном шильдике (см
фото)
Узнать, какой из них заправлен, можно на специальном шильдике (см. фото).
Шильдик с видом и массой хладагента в холодильнике.
Этот шильдик располагается на внутренних стенках холодильника. Обычно со стороны, в которую открывается дверца. Реже он наклеивается на заднюю панель, за ящики для овощей. Еще реже – с тыльной стороны холодильника. Нередко такой же шильдик клеят на компресор.
Важно
На шильдике указывается марка хладагента и его количество. Но если холодильник ремонтировали или заправляли фреоном, могут быть проблемы. Некоторые мастера модернизируют систему под другой хладагент. Другие просто меняют фреона на другой тип. Это обычно указывают на наклейке, которую клеят на компрессор.
В этой публикации мы рассказали, какие хладагенты используются в холодильниках. Описали их особенности, прошлое и будущее фреонов. Надеемся, она была вам полезна. Не забудьте поделиться публикацией с друзьями и коллегами!
Последние публикации
Признаки утечки фреона
Хладагент фреон в кондиционерах подвержен утечке в процессе эксплуатации. В течение года использования количество фреона уменьшается на 4–7% естественным образом. Однако при неисправной работе кондиционера или повреждениях внутреннего блока, утечка может произойти и в новом устройстве
Её важно определить на начальном этапе и вовремя дозаправить устройство хладагентом
Основные признаки утечки фреона:
- Плохое охлаждение помещения.
- Появление инея на деталях внутреннего и внешнего блока.
- Подтеки масла под кранами.
- Повышенный шум и вибрации устройства при работе.
- Появление неприятного запаха при работе кондиционера.
Если утечка произошла в результате длительного использования, работоспособность кондиционера можно восстановить, заправив его хладагентом. При повреждении деталей и фреоновых трубок, по которым движется цикл, потребуется не только дозаправка, но и вмешательство специалистов по ремонту охладителей.
Прайс-лист
Продукция | Изготовитель | Упаковка | Цена |
РУСХИМПРОМ, ТУ | 30 кг (40 литровый баллон) | 1987 р./кг | |
РУСХИМПРОМ, ГОСТ | 13,6 кг баллон, 40 кг баллон Спец. контейнер 1000 кг | 14970 р./бал от 1394 р./кг | |
РУСХИМПРОМ, ТУ | 20-25 кг (40 литровый баллон) | 9870 р./кг | |
РУСХИМПРОМ, ТУ | 29 кг (40 литровый баллон) | 1 984 р./кг | |
Россия, ГОСТ | 13,6 кг 40 кг, СК900 кг | 7940 р./бал от 598 р./кг | |
Хладон | РФ, ТУ | 8 кг (10 литр.баллон) 20 кг (40 литр.баллон) 30 кг (40 литр.баллон) | 24700 р./бал 34800 р./бал 39800 р./бал |
РУСХИМПРОМ | 280 кг (бочка) | 148 руб./кг | |
Хладон 113 | РУСХИМПРОМ, ГОСТ | 30 кг ПЭТ канистра 150 кг алюм. бочка 250 кг стальная бочка | 1384 р./кг 1497 р./кг 1384 р./кг |
Европа | 240 кг бочка | 2980 р./кг | |
Хладон R134a | КНР | 13,6 кг баллон 40 лит., СК1000 кг | 8980 р./бал от 548 р./кг |
Хладон 141b | КНР | 25 кг ПЭТ канистра 250 кг сталь бочка | 794 р./кг |
Европа | 25 кг ПЭТ канистра | 984 р./кг | |
Бельгия | 25 кг ПЭТ канистра | 894 р./кг | |
Хладис ДЖХ | РУСХИМПРОМ | 25 кг ПЭТ канистра | 897 р./кг |
Россия, ТУ | 13,6 кг бал. 40 кг бал, СК1000 кг | 19970 р./бал 1468 р./кг | |
РУСХИМПРОМ | 48 кг (40 литровый баллон) | 9940 р./кг | |
Хладон 245FA | РУСХИМПРОМ | 40 кг (40 литровый баллон) | 1984 р./кг |
КНР | 10,9 кг баллон | 8470 р./бал | |
РУСХИМПРОМ | 13,6 кг баллон 40 кг, СК1000 кг | 14870 р./бал 1194 р./кг | |
КНР | 11,3 кг баллон | 7840 р./бал | |
КНР | 11,3 кг баллон | 7980 р./бал | |
КНР | 13,6 кг баллон | 14900 р./бал | |
КНР | 11,3 кг баллон | 8970 р./бал | |
КНР | 6,5 кг баллон | 3900 р./бал | |
РУСХИМПРОМ, ТУ, | 60 кг (40 литровый баллон) | 9840 р./кг | |
Хладон 13В1 | РУСХИМПРОМ, ТУ, | 46 кг (40 литровый баллон) | 4870 р./ кг |
Хладон 114В2 | РУСХИМПРОМ, ГОСТ | 45 кг (канистра 22 литра) 190 кг (бочка алюм. 100л) | от 3480 р./кг |
Хладон 125ХП | Россия, ТУ | 36 кг (40 литровый баллон) Спец. контейнер (870 кг) | 548 р./кг |
РУСХИМПРОМ или КНР | 44 кг (40 литр.баллон) Спец. контейнер 1000 кг | 897 р./кг | |
РУСХИМПРОМ | 40 кг (40 литровый баллон) | 1487 р./кг | |
Хладон Novec 3М 1230 | США | 30 кг ПЭТ канистра | 3390 р./кг |
FK 5-1-12 Dukare 1230 Фторкетон | КНР | 250 кг (бочка 216 литров) 30 кг ПЭТ канистра | 2480 р./кг |
Элегаз | Россия, ТУ | 56 кг (40 литровый баллон) | 1184 р./кг |
Элегаз | Германия, ТУ | 60 кг (40 литровый баллон) | 1890 р./кг |
СО2 | Заправка в баллоны | 197 р./кг | |
Инерген | по запросу |
Хладагент R-507
Введение
Хладагент R-507, представляющий собой азеотропную смесь гидрофторуглеродных (ГФУ) продуктов: R-125 и R-143a (50 / 50%), разработан как долгосрочная замена для ПХФУ /ГФУ смеси — хладагента R-502.
R-507 является безопасным озоносберегающим хладагентом (ODP=0). По своим характеристикам R-507 близко соответствует R-502, что делает его превосходным выбором для применения в системах низко- и среднетемпературного охлаждения.
Области применения
R-507 был одобрен для использования в новом оборудовании большинством изготовителей компрессоров и систем охлаждения. Области применения R-507 включают витрины универсама, склады для хранения продуктов питания, льдопроизводительные машины и транспортное охлаждение.
R-507 также может использоваться во множестве низко- и среднетемпературных систем промышленного охлаждения с высоким потреблением энергии, где долгосрочная замена R- 502 и R-22 на R-507 представляет собой высокоэффективное решение.
R-507 также является подходящим для проведения ретрофита в существующих коммерческих системах охлаждения, использующих R-502. При этом изменения в проекте оборудования для оптимизации работы R-507 в этих системах необходимы лишь в редких случаях.
Эксплуатационные характеристики R-507A
R-507 является азеотропной смесью. Азеотропные холодильные смеси ведут себя как однокомпонентные хладагенты притом, что они — смесь. Поэтому пользователи могут заряжать R-507 точно так же, как и любой однокомпонентный хладагент, используя его в паровой или в жидкой фазе. Если при заправке в системе произошла утечка, остановите ее и завершите заправку, используя или пар или жидкость.
Ретрофит существующих систем
R-507 может использоваться для проведения ретрофита систем, работающих на R- 502. Там, где это выполнимо, R-507 является привилегированной заменой для R-502. Однако в некоторых случаях ретрофит на R-507 может быть затруднителен, потому что почти всё минеральное масло должно быть удалено из системы. Для таких случаев подходящим выбором могут быть временные смеси типа R-402A.
Масла
Хладагент R-507 не является заменой типа «с/гор-/л» для R-502. Поскольку минеральное и алкилбензольное масла не смешиваются с R-507, они должны быть заменены полиолэстерным маслом. R- 507 требует гарантии полной смешиваемости между маслом и хладагентом. Смешиваемость важна для адекватности возвращения масла в компрессор, особенно в больших системах с длинными пробегами трубопровода. Как правило, изготовители поставляют оборудование, уже заправленное маслом или рекомендуют производить заправку конкретным типом масла.
Характеристики
Ед. изм.
R-507
Химическое наименование
Пентафторэтан / трифторэтан
Молекулярная формула
CHF2CF3/CH3CF3
Средняя молекулярная масса
98.9
Температура кипения при 1 атм
C
-46.5
Плотность насыщенных паров при температуре кипения
кг/мЗ
5.51
Плотность насыщенноий жидкости при 25°С
кг/дмЗ
1.05
Критическая температура
C
70.8
Критическое давление
кг/см2
37.2
Теплота парообразования при температуре кипенияя
кг/см2
200.49
Удельная теплоемкость жидкости при 25°С
кДж/кг
1.527
Удельная теплоемкость паров при 1 атм.
кДж/кг
0.880
Температурный дрейф
кДж/кг
0.0
Пределы воспламенения на воздухе
Не воспламеняется
Потенциал разрушения озона (ODP, для ХФУ 11 = 1,0)
Влияние галоидоуглерода на всеобщее потепление (HGWP, для ХФУ 11 = 1,0)
1.00
Группа безопасности по классификации ASHRAE
А1
Допустимое содержание паров в рабочем помещении (WEEL) (восьмичасовой рабочий день/средний вес)
1000 м.д.
Основные преимущества и недостатки
Современный хладагент R-410A относится к группе специфических гидрофторуглеродов. Его состав рассматривается всемирными организациями как озонобезопасный. Касательно минимального температурного скольжения — этот параметр приравнивается к 0,15 К, благодаря чему он входит в категорию однокомпонентных хладонов. Широкий спектр применения фреона R-410A обусловлен тем, что он обладает множественными преимуществами:
- Если из-за поломки газ вышел из сосуда, то его можно легко восполнить без потери качества самого хладагента.
- Перед производителями открываются более широкие горизонты в сфере уменьшения энергопотребления техники.
- Нет необходимости устанавливать мощный, дорогостоящий компрессор, так как теплообменник обладает высоким уровнем удельной холодопроизводительности.
- Существенно возросла эффективность работы систем, так как фреон R-410A обладает низкой вязкостью и хорошей теплопроводностью.
Отрицательных сторон не так уж и много, но все они должны быть учтены не только опытными мастерами, но и обычными пользователями, которые используют бытовую технику с фреоном. К основным недостаткам относятся следующие:
- Из-за разности давления по отношению к нагнетанию и всасыванию фреона уровень КПД компрессора может быть снижен.
- Профессионалы отмечают быстрый износ подшипников, который обусловлен высоким рабочим давлением в системе.
- Использование фреона влияет на то, что корпус бытовой техники должен обладать повышенной герметичностью. Итоговая толщина стенок медных труб рабочей магистрали должна быть больше, нежели для привычного хладагента R22. Минимальный показатель должен находиться в пределах 0,9 мм. Стоит отметить, что большой процент содержания меди ведёт к существенному удорожанию эксплуатируемой системы.
- В кондиционерах используется высококачественное полиэфирное масло, которое стоит гораздо дороже, нежели минеральное.
- Этот вид хладагента является несовместимым с элементами климатического оборудования. Правило касается тех деталей, которые изготовлены из эластомеров и чувствительных к пентафторэтану, дифторметану материалов.
Область I — подача жидкого фреона.
Область I условно лежит на 2 бара выше линии конденсации фреона. Именно эти условия на всасывании зачастую требуют производители насосов высокого давления.
В этой области могут работать как жидкостные насосы, так и дожимные компрессоры и насос-компрессоры Haskel.
Наиболее эффективна работа жидкостых насосов, так как фреон в процессе перекачки насосом не претерпевает фазовых переходов а находится строго в жидкой фазе — в противном случае насос качать не будет.
Дожимные компрессоры и насос-компрессоры на цикле всасывания стремятся перевести жидкость в газовую фазу, на цикле нагнетания — переводят обратно в жидкую фазу. В результате компрессоры подают мультифазную среду, что значительно снижает эффективность.
Замена R12 на R134a
При переводе оборудования с хладона-12 на фреон R134a, обязательна замена масла. Устаревший хладон работает с минеральными маслами, тогда как R134a – только с синтетическими. Он совместим с PAG (полиалкиленгликолевыми) и POE (полиэфирными) холодильными маслами.
При смене фреона обязательно тщательно прочищать систему, в особенности от остатков старого масла. При контакте с минеральными маслами R134a вспенивает их. Для очистки подойдет промывочный хладагент r141b.
На оборудовании большой мощности многие предпочитают не менять хладагент полностью, а только частично. То есть, при утечке R-12, систему дозаправляют фреоном R134a. в принципе, это не опасно, но в отдельных случаях могут образовываться горючие соединения. Особенно если в систему попал воздух.
Интересный факт
До сих пор можно найти «запрещенный» фреон R-12, который контрабандой завозят из Китая. Но его стоимость гораздо выше, чем у R-134a. Причем многие считают его более производительным и не собираются от него отказываться.
Характеристики фреона R410a на линии насыщения
Насыщенная жидкость
Температура | Давление | Плотность | Энтальпия | Энтропия |
---|---|---|---|---|
° С | насыщения, МПа | кг/м3 | кДж/кг | кДж/(кг*К) |
-50 | 1.123 | 1339.761 | 131.4 | 0.726 |
-45 | 1.417 | 1325.036 | 137.8 | 0.754 |
-40 | 1.77 | 1309.941 | 144.2 | 0.782 |
-35 | 2.191 | 1294.45 | 150.7 | 0.809 |
-30 | 2.689 | 1278.534 | 157.3 | 0.837 |
-25 | 3.273 | 1262.162 | 164 | 0.864 |
-20 | 3.954 | 1245.297 | 170.9 | 0.891 |
-15 | 4.743 | 1227.897 | 177.9 | 0.918 |
-10 | 5.651 | 1209.914 | 185.1 | 0.945 |
-5 | 6.69 | 1191.292 | 192.5 | 0.973 |
7.872 | 1171.968 | 200 | 1 | |
5 | 9.211 | 1151.863 | 207.7 | 1.028 |
10 | 10.719 | 1130.887 | 215.7 | 1.055 |
15 | 12.41 | 1108.928 | 223.9 | 1.084 |
20 | 14.299 | 1085.849 | 232.5 | 1.112 |
25 | 16.399 | 1061.481 | 241.3 | 1.141 |
30 | 18.725 | 1035.603 | 250.5 | 1.171 |
35 | 21.293 | 1007.926 | 260.2 | 1.202 |
40 | 24.116 | 978.057 | 270.4 | 1.233 |
45 | 27.211 | 945.435 | 281.2 | 1.266 |
50 | 30.592 | 909.218 | 292.8 | 1.301 |
Насыщенный пар
Температура | Давление | Плотность | Энтальпия | Энтропия | Теплота |
---|---|---|---|---|---|
° С | насыщения, МПа | кг/м3 | кДж/кг | кДж/(кг*К) | парообразования, кДж/кг |
-50 | 1.122 | 4.526 | 401.5 | 1.936 | 270.1 |
-45 | 1.415 | 5.616 | 404.6 | 1.924 | 266.8 |
-40 | 1.767 | 6.909 | 407.5 | 1.913 | 263.4 |
-35 | 2.187 | 8.435 | 410.5 | 1.902 | 259.8 |
-30 | 2.683 | 10.224 | 413.3 | 1.891 | 256 |
-25 | 3.265 | 12.312 | 416.1 | 1.882 | 252 |
-20 | 3.944 | 14.738 | 418.8 | 1.872 | 247.8 |
-15 | 4.73 | 17.546 | 421.3 | 1.863 | 243.4 |
-10 | 5.635 | 20.785 | 423.8 | 1.854 | 238.7 |
-5 | 6.67 | 24.511 | 426.1 | 1.846 | 233.6 |
7.849 | 28.79 | 428.3 | 1.837 | 228.3 | |
5 | 9.184 | 33.696 | 430.2 | 1.829 | 222.5 |
10 | 10.688 | 39.317 | 432 | 1.821 | 216.3 |
15 | 12.375 | 45.759 | 433.6 | 1.812 | 209.6 |
20 | 14.26 | 53.149 | 434.8 | 1.803 | 202.4 |
25 | 16.357 | 61.643 | 435.8 | 1.794 | 194.5 |
30 | 18.681 | 71.44 | 436.4 | 1.785 | 185.9 |
35 | 21.247 | 82.798 | 436.6 | 1.774 | 176.4 |
40 | 24.07 | 96.062 | 436.2 | 1.763 | 165.9 |
45 | 27.165 | 111.722 | 435.2 | 1.75 | 154 |
50 | 30.549 | 130.504 | 433.4 | 1.736 | 140.6 |
Температура кипения фреона 410
Температура, ° С | Давление | Температура, ° С | Давление |
---|---|---|---|
+50 | 29.5 | -10 | 4.72 |
+45 | 26.2 | -15 | 3.85 |
+40 | 22.9 | -20 | 2.98 |
+35 | 19.78 | -25 | 2.35 |
+30 | 16.65 | -30 | 1.71 |
+25 | 15 | -35 | 1.22 |
+20 | 13.35 | -40 | 0.73 |
+15 | 11.56 | -45 | 0.25 |
+10 | 9.76 | -50 | 0.08 |
+5 | 8.37 | -55 | -0.22 |
6.98 | -60 | -0.36 | |
-5 | 5.85 | -65 | -0.51 |
Схема холодильного цикла
Охлаждение воздуха в кондиционере и другом холодильном оборудовании обеспечивается циркуляцией, кипением и конденсацией фреона в замкнутой системе. Кипение происходит при низком давлении и температуре, а конденсация при высоком давлении и температуре.
Такой способ работы называется холодильным циклом компрессионного типа, так как для движения хладагента и повышения давления в системе используется компрессор. Рассмотрим схему компрессионного цикла поэтапно:
- При выходе из испарителя вещество пребывает в состоянии пара с низким давлением и температурой (участок 1-1).
- Затем пар поступает в компрессионную установку, которая повышает его давление до 15–25 атмосфер и температуру в среднем до 80 °C (участок 1-2).
- В конденсаторе хладагент охлаждается и конденсируется, то есть переходит в жидкое состояние. Конденсация производится с воздушным или водяным охлаждением в зависимости от вида установки (участок 2-3).
- При выходе из конденсатора, фреон попадает в испаритель (участок 3-4), где, в результате снижения давления, начинает кипеть и переходит в газообразное состояние. В испарителе фреон забирает тепло из воздуха, благодаря чему воздух охлаждается (участок 4-1).
- Затем хладагент движется в компрессор и цикл возобновляется (участок 1-1).
Все холодильные циклы состоят из двух областей — с низким и высоким уровнем давления. За счёт разницы давления происходит преобразование фреона и его движение по системе. При этом чем выше уровень давления, тем выше температура кипения.
Компрессионный цикл охлаждения используется при работе многих холодильных систем. Хотя кондиционеры и холодильники различаются по конструкции и назначению, они работают по единственному принципу.
Методы заправки кондиционеров
Прежде всего, мастеру понадобится фреон, оборудование и инструменты. У него должен быть:
- манометрический коллектор;
- ключи, набор ручного инструмента;
- газ, указанный на табличке агрегата.
Если выбран сложный путь к цели, обязательно потребуется присутствие электронных весов, станции эвакуации хладагента, вакуумного насоса. Способов заправки системы климат-контроля фреоном существует несколько. Простой вариант не дает возможности ответить на вопрос, как определить количество фреона в кондиционере абсолютно точно, но он поможет понять, какая возникла проблема — недостаток или переизбыток хладона в системе. Или она отсутствует, так как все находится в норме.
Заправка по температуре и давлению
Как уже было отмечено, способ определения только по давлению нельзя считать надежным. Как правило, он используется специалистами, которые уже способны определить количество «на глазок», для них единственным ориентиром является напор.
Первым делом убеждаются в том, что утечки отсутствуют. В противном случае время и силы будут потрачены впустую. Сама процедура дозаправки хладагента состоит из нескольких последовательных этапов.
- Шланг манометра крана НД (слева на коллекторе) подсоединяют к сервисному порту, среднюю трубку, имеющую желтый цвет, — к баллону с газом.
- Затем открывают вентиль резервуара, продувают шланги, ненадолго открыв кран высокого давления, на коллекторе он находится справа.
- Баллон с фреоном ставят на весы, потом показания обнуляют. Если будет заливаться R-410a, то емкость перед началом операции ставят дном вверх.
- Кондиционер включают на охлаждение, с сервисного вентиля откручивают крышку, затем его открывают. Затем отворачивают кран НД так, чтобы фреон шел небольшими порциями (около 30 г). Контролируют заливку с помощью электронных весов.
- После каждой порции кран перекрывают, затем в течение одной-двух минут измеряют температуру газового патрубка. Если нужно, то подают следующую порцию. Задача в этом случае — снижение температуры до идеальной — до 5-8°.
После завершения дозаправки по очереди закрывают краны: сначала коллектора, потом сервисного порта и баллона.
Заправка хладоном по весу
Опытные мастера способны быстро определить остаток хладагента, а затем заправить его в систему с поразительной точностью. Для новичков этот метод недоступен. Для них самым лучшим способом будет избавление от старого газа и заправка новой, свежей порции фреона. Однако перед заправкой необходимо выяснить причину потери хладагента, а затем устранить ее. Идеальный метод — опрессовка азотом, который закачивают под давлением, максимально возможным для конкретного кондиционера (25-30 бар).
- Сначала сливают старый хладон: либо откручивают трубку, либо избавляются от газа через сервисный порт, открыв оба крана. Чтобы не лишить контур масла, операцию делают медленно.
- После завершения первого этапа, краны закрывают. Затем присоединяют синий (левый) шланг НД манометрической станции к сервисному порту, убеждаются, что вентили ее также закрыты.
- Желтый шланг подключают к вакуумному насосу, потом агрегат включают, открывают кран НД и вентили сервисных портов. Следят за вакуумметром: его стрелка должна упасть до -5 бар.
- Вакуумирование продолжают около 20 минут. После окончания этого отрезка насос выключают, но за показаниями манометра следят еще полчаса. В протечке убеждаются в том случае, если стрелка начинает движение к нулю.
- Шланг с насоса присоединяют к баллону, левый вентиль станции закрывают. Затем на несколько открывают кран резервуара, продувая шланг. Для этого на секунду приоткрывают правый кран коллектора (высокого давления).
- На весы устанавливают баллон (дном вверх, если R-410a), обнуляют показания. После этого опять открывают левый вентиль станции, начиная на дисплее отслеживать уменьшение веса баллона.
Когда дисплей подтверждает, что емкость лишилась требуемого количества фреона, кран закрывают. Краны на сервисных портах закрывают, патрубок отсоединяют и приступают к проверке работоспособности сплит-системы.
Как определить количество фреона в кондиционере? Нельзя сказать, что эти процедуры элементарны, но суперсложной операцию с манометрическим коллектором и термометром тоже не назвать. Если нет уверенности в своих силах, то лучше сначала постараться «найти» ее. Может быть, поиски закончатся после просмотра следующего видео:
R401a, R401b
Фреон R401a также изготавливается компанией DuPont под торговой маркой SUVA MP39. Его ODP равен 0,033, GWP – 1182. R401a хладон совместим с минеральными и алкилбензольными маслами. Используется в системах с температурой испарителя -15 и ниже. В его состав входят:
- R-22 (53%);
- R-124 (34%);
- R-152a (13%).
Хладагент R401b также известен под торговой маркой SUVA MP66. Его потенциалы ODP и GWP равны 0,036 и 1288 соответственно. Этот фреон работает с минеральным и алкилбензольным маслом. Используется в системах с температурой испарителя ниже -15. Он несколько отличается по составу от R401a, в него входят:
- R-22 (61%);
- R-124 (28%);
- R-152a (11%).
Хладоны R401a и R401b хорошо подходят для ретрофита систем на ХФУ-12. Они применятся в:
- Бытовых и коммерческих холодильниках;
- Витринах для охлажденных продуктов;
- Автоматов по продаже охлажденных напитков;
- Бытовых и коммерческих морозильных камерах;
- Автомобильных и железнодорожных рефрижераторах.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Хладон, холодильный агент, фреон, хладагент — именно так называют группы галогенсодержащих углеводородов. В естественном состоянии хладон это либо газ, либо жидкость. Характерный признак для фреона — нетоксичность (хладон не вступает в реакцию с большинством металлов; не образует взрывоопасную смесь с воздухом). Благодаря своим различным свойствам хладон применяется во многих областях:- как хладагент в холодильных системах,- производство различных аэрозолей (в том числе для вспенивания, пожаротушения),- в качестве растворителя и др.
ОБОЗНАЧЕНИЕ ФРЕОНОВ
Для обозначения марки хладагента используют букву «R» и комбинацию цифр (R — Refrigerant, «хладон»). К примеру, R22, R134, R404 и др.
Энтальпия хладагента
Происходящий в холодильной машине цикл охлаждения удобно изображать графически. На диаграмме показано соотношение давления и теплосодержания (энтальпии) хладагента.
Энтальпия — это функция состояния, приращение которой при процессе с постоянным давлением равно теплоте, полученной системой.
На диаграмме показана кривая насыщения хладагента.
- Левая ветвь кривой соответствует насыщенной жидкости
- Правая часть соответствует насыщенному пару.
- В критической точке ветви кривой соединяются, и вещество может находиться и в жидком, и в газообразном состоянии.
- Внутри кривой — зона, соответствующая смеси пара и жидкости.
- Слева от кривой (в области меньшей энтальпии) — переохлажденная жидкость.
- Справа от кривой (в области большей энтальпии) — перегретый пар.
Теоретический цикл охлаждения несколько отличается от реального. В действительности происходят потери давления на разных этапах перекачки хладагента, снижающие эффективность охлаждения. Это не учитывается в идеальном цикле
Хладагент R-600А
Введение
Хладагент R-600a — это природный газ, не разрушающий озоновый слой (ODP=0) и не способствующий появлению парникового эффекта (HGWP=0,001).
Химическая формула — С4Н10 (изобутан). Удельная масса изобутана в 2 раза больше удельной массы воздуха.
Изобутан легко воспламеняется и взрывоопасен, но только при соединении с воздухом при объёмной доле хладагента 1,3-8,5%. Нижняя граница взрывоопасности соответствует 31 г R-600a на 1 куб. м воздуха, верхняя — 205 г на 1 куб. м.
Области применения
В настоящее время итальянские и немецкие фирмы широко применяют R-600а в бытовой холодильной технике. R- 600a также используется в переносных кондиционерах.
Планируется использование этого хладагента в коммерческих и промышленных системах кондиционирования, включая автомобильные кондиционеры. Главное препятствие для применения R-600a в автомобилях — их пожароопасность.
Эксплуатационные характеристики R-600a
Масса хладагента, циркулирующего в холодильном агрегате при использовании изобутана, по сравнению со R-134а и R-12 значительно меньше (примерно на 30%).
R-600a хорошо растворяется в минеральном масле и имеет более высокий, чем R-12, холодильный коэффициент. При этом удельный объём холодопроизводительности R- 600а в два раза меньше, чем у R-12, что компенсируется использованием более мощных компрессоров.
Холодильные агрегаты, работающие на R-600a отличаются низким уровнем шума. Это связано с низким давлением в рабочем контуре хладагента.
Обращение с R-600а
Европейским международным стандартом Amendment 1 to IEC 60335-2-24, Ed.4 разрешено использование горючих хладагентов (в их число входит изобутан) в бытовых холодильниках.
Важнейшим требованием при эксплуатации холодильных установок, работающих на изобутане, является строгое соблюдение правил техники безопасности. К обслуживанию таких установок допускается только специально обученный персонал.
Характеристики
R-600a
Молекулярная масса
58.12
Точка кипения при 1.013×105Ра,С
-11.80
Плотность вещества при 25 C,g/cm3
0.551
Давление испарения при 25 С,МРа
0.498
Критическая температура, С
134.98
Критическое давление, МРа
3.66
Критическая плотность, д/стЗ •
0.221
Скрытая теплота парообразования при bp., KJ/Kg
366.5
Определенная теплота, ликвидность, 25°С, KJ/Kg. C
2.38
Взрывчатые пределы, vol%
1.85-8.5
Потенциал истощения озонового слоя (ODR)
Потенциал глобального потепления (GWP)
0.001
Качественный хладон от производителя
В России, подписавшей Монреальский протокол, производство озоноразрушающих хладонов прекращено с 2000 года. Производители холодильного оборудования перешли на использование экологически безопасных хладагентов. Отработанные R12 и R22 в охлаждающих агрегатах также заменяются современными хладонами с низкой парниковой активностью.
НПП «РУСХИМПРОМ» представляет широкий ассортимент продукции. Мы предлагаем хладон в розницу и оптом по выгодным ценам с доставкой в любой город России. Среди прочих преимуществ сотрудничества — гарантия качества реализуемой продукции, а также большой опыт работы с крупными компаниями химической промышленности. Мы поставляем продукцию как со склада, так и под заказ. Постоянным клиентам предоставляются выгодные условия. Мы нацелены на долгосрочное сотрудничество.
Оформить покупку хладона вы можете, связавшись с нами по телефонам +7 (495) 797-75-98 или +7 (495) 797-75-89. Сотрудники компании ответят на все интересующие вас вопросы, помогут с выбором и предоставят наилучшие условия.
Впервые хладоны стали использоваться в системах пожаротушения на кораблях и военных самолетах во время второй мировой войны в Британии. | Для систем пожаротушения самолетов предназначено особое огнегасительное вещество — хладон 114 В2 |
Диагностика и дозаправка
Ford Focus Hatchback ,, синий ,, Бортжурнал антибактериальная обработка кондиционера Определить утечки и сколько фреона в кондиционере осталось может специалист с помощью специального оборудования. Основным показателем количества газа в системе является его давление. Проверяют давление при помощи манометрической станции.
Как правило, такую проверку осуществляют в теплое время года со стороны всасывания, т.е по синему манометру. Шланг от прибора подключается к сервисному вентилю, расположенному на стороне всасывания, и запускается кондиционер. Через 10-15 минут на манометре будут корректные показания.
Таблица давлений фреона в кондиционере для конкретной марки устройства находится на внешнем блоке климатической техники.
- Discharge side – это рабочее давление на стороне нагнетания.
- Suction side – это показатель рабочего давления на стороне всасывания.
Следует учесть, что показатели давления меняются в зависимости от температуры окружающего воздуха и температуры в помещении. Ниже представлены таблицы зависимости давления от температуры воздуха для наиболее востребованных в климатической технике газов.
Многие владельцы климатической техники задают вопрос, как определить какой фреон в кондиционере, когда и сколько его необходимо заправлять?
Для того чтобы узнать тип применяющегося газа следует внимательно посмотреть на заводскую маркировку, которая находится на внешнем блоке устройства.
В строке с надписью Refrigerant находится марка хладагента, использующаяся в конкретной модели климатической техники. В нашем случае это R22.
Заправку следует осуществлять при следующих признаках:
- Из внутреннего блока не поступает охлажденный воздух при работающем аппарате.
- На трубках появляется наледь.
Дозаправка сплит-системы также потребуется при переустановке климатической техники и после ремонта компрессорного блока.
Определенных норм заправки бытовых сплит-систем не существует. Специалист ориентируется по показаниям манометрической станции, весов и на основании собственного опыта. Именно поэтому для заправки климатической техники необходимо приглашать только квалифицированных специалистов, которые дают гарантию на выполнение своих работ.
Многие спрашивают: сколько стоит заправка кондиционера фреоном. Стоимость заправки кондиционера редко бывает фиксированной. Цена включает в себя стоимость работ плюс стоимость хладагента. Кроме этих факторов на ценообразование играет конкуренция и доброе имя компании.
Средняя стоимость заправки кондиционера в Москве:
- R22 заправка – 1500 руб. работа + стоимость газа, из расчета 300 руб.100 грамм газа.
- R410А заправка – 1500 руб. работа + стоимость газа, из расчета 500 руб. 100 грамм хладагента.
В самостоятельной заправке сплит-системы хладагентом нет ничего сложного и страшного. Достаточно иметь оборудование и некоторые знания. Но следует понимать, что в результате неправильной заправки сплит-система может выйти из строя. Стоимость услуг с гарантией качества значительно ниже цены нового кондиционера, поэтому работу по заправке (дозаправке) кондиционера лучше всего доверить профессионалам.