Резьба по дереву. виды, формы, узоры и эскизы резного орнамента. орнаменты растительные для резьбы по дереву

Оглавление

Наличники на окна в деревянном доме: пошаговая инструкция по изготовлению

Как уже было сказано, перед тем, как приступить к созданию декоративных элементов для окна своими руками, необходимо сделать шаблон или трафарет. Он должен быть одинаковым для всех окон, чтобы придать всему дому единый стиль. Если вы новичок в плане резьбы по дереву, то рекомендуется использовать варианты рисунков, содержащие крупные элементы, которые легко будет вырезать. Кроме того, стоит учитывать, что есть два основных способа создания резьбы:

Прорезная резьба – сквозной узор, который делает декоративный элемент похожим на оригинальное деревянное кружево. Достаточно сложный в изготовлении, однако смотрится очень оригинально.
Накладная резьба – элементы рисунка создаются отдельно, а затем крепятся к основной доске. Это вариант проще и лучше подойдет для новичков.

Наличники на окна своими руками, шаг 1: подготовка древесины и необходимых инструменты для работы

При изготовлении по шаблону наличников на окна своими руками, трафареты рекомендуется использовать вне зависимости от выбранного типа резьбы. При этом элементы рисунка нужно размещать вдоль волокон древесины, так резьба будет застрахована от преждевременного растрескивания.

Для собственноручного создания по шаблону наличников на окна в деревянном доме, вам потребуются следующие инструменты:

  • ножовка по дереву;
  • набор специальных ножей и различные типы стамесок;
  • шлифовальная или наждачная бумага;
  • лобзик ручной или электрический;
  • дрель;
  • фрезеровальный аппарат.

Наличники на окна своими руками, шаг 2: нанесение узора на лицевую деревянную поверхность простым карандашом

Фото резных наличников на окна в деревянном доме, изготовленных своими руками, показывают, что при наличии определенных навыков и специальных инструментов, можно создать узор практически любой сложности. Сами же работы выполняются в таком порядке:

  • снимаются мерки. Для окна в частном доме стандартные размеры имеют довольно плавающие значения, поэтому нужно производить точные замеры высоты и ширины проема;
  • подбираются доски из выбранной вами древесины. Пиломатериал обязательно должен быть сухим, иначе возможна деформация рисунка и быстрая потеря наличниками привлекательности внешнего вида. Ширина доски подбирается в зависимости от размера оконного проема, а вот толщина должна быть не меньше 30 мм, если вы планируете делать прорезную резьбу, и не меньше 10 мм – для накладной;
  • по эскизам (картинкам, шаблонам) деревянных резных наличников на окна вырезаются заготовки. Делать это лучше всего с помощью специализированных столярных инструментов;

Наличники на окна своими руками, шаг 3: после нанесения узора можно приступать к вырезанию, важно помнить, что все отверстия следует тщательно затирать наждачной бумагой

  • с изнаночной стороны наличника необходимо выбрать древесину на глубину примерно 1-2 мм. Таким образом, вы обеспечите более плотное прилегание элемента к поверхности;
  • узор, который нанесен на доску по шаблону, вырезается с помощью лобзика и сверл различного диаметра;
  • все отверстия и прорези обрабатываются с помощью шлифовальной бумаги, после чего необходимо удалить из отверстий древесную пыль и стружку. Это делается для того, чтобы мелкая пыль не мешала дальнейшей обработке изделия;
  • элементы наличника крепятся к его широкому основанию. Это можно делать с помощью гвоздей без шляпок или специального строительного клея для дерева.

Наличники на окна своими руками, шаг 4: готовый наличник можно затонировать морилкой или сразу покрыть его атмосферостойким лаком

Древесина

Главными требованиями к материалу являются его сухость и качество. Немало заготовок есть в специализированных магазинах, посвященных ручной работе. Подходящая древесина бывает в строительных магазинах и на лесопилках.

Кроме того, можно неплохо «поживиться» на мебельных предприятиях, где всегда в наличии большое количество ненужных обрезков. Еще один возможный вариант – ящики и поддоны, бывшие в употреблении.

Качество работы зависит не только от мастера, но и от породы и сорта древесины

Каждая имеет уникальные свойства, что немаловажно при наличии конкретных творческих целей. Рассмотрим вкратце некоторые варианты материала.

Сосна является самой доступной и недорогой породой. Однако подходит она лишь в редких случаях. Причин несколько: смолистость, разная плотность слоев, заметная текстура, мешающая при создании мелкого рисунка.

Осина считается мягким материалом и для новичка малоподходящим. Ее легко резать, древесина мнется и нужен большой опыт для работы с ней.

Слива превосходна ввиду своей податливости в обработке, в то же время она обладает нужной твердостью. Мелкий рисунок и женские украшения из сливы станут превосходным изделием в руках мастера. Новичкам тоже стоит попробовать себя на этом материале.

Во избежание последующего растрескивания и искривления прорезного изделия важно помнить о сухости материала. Произвольная сушка в тепле и с хорошей вентиляцией помещения станет самым оптимальным способом

Доски ставятся на торец и на плашки для обеспечения доступа воздуха ко всем сторонам.

Рекомендации по подготовительному этапу

Материал для наличников

По этому пункту мнение у всех специалистов однозначное – если своими руками, то только древесина. Во-первых, материал самый доступный. Во-вторых, с деревом легко работать простейшим инструментом, то есть в полном смысле слова самостоятельно изготовить наличники с нуля, при самом сложном узоре. В-третьих, древесина отлично сочетается с любым строительным и отделочным материалом. Следовательно, такие наличники одинаково хорошо подойдут к различным строениям, независимо от их особенностей и варианта общего оформления фасада.

Что учесть:

  • Образцы для наличников (доска или фанера) должны иметь минимум сучков. Поэтому приобретать пиломатериал следует высокого качества, хотя он и стоит дороже. В противном случае при вырезе узоров или пазов инструмент будет постоянно натыкаться на такие проблемные участки, и не факт, что доску в результате не придется забраковать.
  • Толщина образцов выбирается произвольно, в зависимости от характеристик эл/лобзика и вида древесины. Как правило, для наличников в пределах от 5 (накладных) до 50 (прорезных) мм. Чем они отличаются, станет понятно по ходу изложения.

Порода дерева

Если к этому вопросу подходить серьезно, а не просто поставить себе цель сделать своими руками планки, закрывающие зазоры между оконной рамой и проемом в стене, то следует учесть много моментов.

В случаях, когда речь идет о типовом варианте в виде сплошной узкой дощечки, целесообразно ориентироваться на твердые породы дерева. Данный параметр напрямую связан с пористостью материала. Следовательно, такие наличники прослужат значительно дольше, так как не будут интенсивно впитывать жидкость, в отличие от мягких пород. Рекомендации, что их можно защитить окраской влагостойким составом, вряд ли заслуживают внимания. Во-первых, теряется естественность древесины, тем более, если и сам дом из этого же материала. Во-вторых, обновление слоя покрытия, с учетом сложности узоров – работа настолько кропотливая и требующая массу времени, что регулярно заниматься этим желающих найдется немного.

Для резных наличников следует ориентироваться на древесину с меньшей плотностью. В основном при строительстве и отделке используются лиственница, сосна, ясень, липа, ель. Последние 3 породы хоть и удобны в плане обработки своими руками, но для наличников, учитывая, что они крепятся на фасадной части дома, не подходят. Такие доски (планки) характеризуются гигроскопичностью и недостаточной прочностью. Поэтому возникнут сложности с защитой от влаги (дополнительная просушка заготовок, многократная пропитка) и креплением. Следовательно, долговечность таких наличников под вопросом.

Особенности климата

Нельзя не учитывать и этот фактор. От мягких пород дерева для наличников лучше сразу отказаться, если:

  • влажность в месте расположения дома постоянно избыточная (например, вблизи больших естественных водоемов) или наоборот, минимальная (то есть воздух слишком сухой);
  • даже в течение суток температура меняется в большом пределе (значительные перепады).

Вывод Оптимальный вариант для наличников – сосна или лиственница. Эти виды древесины одинаково хорошо подходят для изготовления любых наличников своими руками, независимо от формы, размеров и узора планок.

Составление чертежа наличника

Любой готовый чертеж можно переделать под свои оконные проемы, соблюдая масштабирование. Или разработать узоры на свое усмотрение.

Необходимые инструменты и приспособления

Как правило, «домашний мастер» использует то, что есть под рукой. Но некоторые инструменты не относятся к числу востребованных в быту, поэтому кое-что придется и приобрести.

  • Лобзик электрический. Ручным работать бессмысленно. Чтобы добиться высокого качества узоров, придется потратить много времени. К тому же он имеет ограниченное применение, так как наличники отличаются не только толщиной доски, но и ее шириной. В этом – главная сложность использования простейшего лобзика.
  • Шуруповерт.
  • Набор стамесок – угловые, клюкарзы, «цезарики», полукруглые и так далее. Лишь одной будет недостаточно. Даже в сплошной дощечке понадобится делать выборку материалов с разной шириной пазов, под различными углами.
  • «Шипорез». Специфический инструмент, но для изготовления проушин, швов в наличниках крайне необходим.
  • Ножи (резак, косяк).
  • Набор сверл (перьевых).
  • Шлифовальная машинка. Даже при большом усердии придать древесине абсолютную гладкость с помощью наждачной бумаги вручную не получится. Да и времени потребуется на это много.

Виды

Резьба по дереву зародилась еще на Руси, когда помимо создания деревянных предметов мебели и утвари мастера пробовали свои силы в декоративно-прикладном искусстве.

Ввиду многообразия вариаций выполнения обработки древесины стоит выделить разновидности данного мастерства. К ним относятся:

  • сквозная резьба;
  • глухая;
  • домовая;
  • скульптурная;
  • резьба бензопилой.

Помимо данной классификации есть еще разделение работы по дереву на рельеф и объемную скульптурную резьбу. Наиболее простой считается техника создания рельефа, которая подразделяется на такие варианты резьбы:

  • геометрическая;
  • плоскорельефная;
  • ажурная;
  • глухая с выбранным фоном;
  • прорезная контурная;
  • накладная.

Каждая техника имеет свои особенности, потому необходимо изучить каждый вид, чтобы полноценно освоить навык работы с деревом.

Контурная

Контурная резьба считается одной из наиболее простых техник, так как узоры наносят на ровную подготовленную поверхность, незначительно углубляясь внутрь материала, что позволяет сформировать контур будущего рисунка.

Для начала работ необходимо придумать или подобрать понравившийся узор и нанести его на дерево, которое должно быть максимально гладким.

Оптимальной глубиной для резки считается 1,5-2 мм и угол наклона инструмента 40°. Проделав одну линию, можно начинать следующую, но наклонив режущий инвентарь в противоположную сторону, чтобы сделать геометрическое углубление. Если движения были сделаны правильно, края линий будут ровными, а поверхность блестящей.

Геометрическая

Более сложной техникой резьбы после контурной считается геометрическая, она отличается тем, что узор создается не при помощи линий, а благодаря созданию геометрических фигур. Чаще всего начинающие резчики используют клинообразные выемки в древесине.

При нанесении эскиза используется карандаш, линейка и циркуль, чтобы все линии были ровными и правильными. Если создать рисунок своими силами не получается, можно использовать готовый эскиз, распечатав его и шилом проколов места пересечения линий.

Эскизы при геометрической резьбе зачастую состоят из треугольников, которые должны иметь выемку, потому древесина подрезается под разным углом, а лишнее дерево убирается. Как только все треугольники будут обработаны, можно переходить к резьбе других элементов. После основной работы необходимо провести зачистку проблемных зон для чего используется более острый инструмент. Готовый узор шлифуется и покрывается морилкой.

Плосковыемчатая

Еще одна техника, которая позволяет создать рисунок на дереве, называется плосковыемчатой. Суть этого метода в том, что на ровной поверхности нужно создать углубления, благодаря которым и будет сформирован нужный результат.

Данный вид деятельности может иметь разновидности, это:

  • сквозная резьба, которая может быть накладной или сквозной; прорезной – работа выполняется стамеской или резцом; профильной – для работы нужен лобзик или пила; ажурной – резьба выполняется в виде рельефного орнамента;
  • глухая резьба, когда в процессе работы на поверхности нет никаких сквозных отверстий;
  • домовая резьба, используется для украшения фасадов домов.

Каждый вид работы по дереву имеет свои особенности, инвентарь, который необходим в процессе, а также технику, благодаря которой можно освоить базовые и более сложные приемы.

Скульптурная

Наиболее сложной техникой работы по дереву считается скульптурная резьба, которая отличается от остальных видов тем, что для работы берется чурка, ветка, кусок корневища, которым придается нужная форма. Помимо мастерства важнейшим фактором является правильный подбор рабочего материала. Благодаря данной технологии из дерева можно получить фигуры животных и людей.

Для работы используется острый инструмент, благодаря которому кусок дерева приобретает сразу форму, потом нужные очертания и постепенно становится тем объектом, который задумал мастер.

Мастер-класс геометрической резьбы

Это один из самых популярных видов резьбы. Профессиональные резчики советуют начинающим мастерам использовать эту технологию для своих первых работ.

Какие инструменты и материалы потребуются:

  • заготовка из древесины мягкой породы, например, липа;
  • нож со скошенным лезвием;
  • простой карандаш;
  • ластик;
  • линейка;
  • циркуль;
  • наждачная бумага мелкой зернистости.

Перед работой нужно осмотреть заготовку и отшлифовать её при необходимости.

Создание эскиза узора

Картинки для трафаретов можно скачать или нарисовать самостоятельно. Сначала заготовки делают на плотной бумаге, а потом переносят на подготовленную деревянную доску для резьбы. Чтобы трафарет не сгибался при обводке, его можно пропитать акриловым лаком и высушить.

Обводить шаблон нужно не спеша. Сначала провести все линии по контуру, затем выделить внутренний узор.

Вырезание узоров

Вырезать узоры нужно от края, постепенно продвигаясь к центру. Нож следует расположить под углом 45 градусов и слегка надавливать. Снимать слои нужно поочерёдно. Если не хватает сил, то можно давить 2 руками, главное, чтобы лезвие было расположено от резчика, а не наоборот.

В местах, где линии плавные, например, там, где есть окружности, резать нужно неглубоко. Лучше несколько раз пройтись по 1 месту, снимая 3-4 слоя поочерёдно, чем сделать резкое движение и испортить рисунок. Когда резьба будет окончена. Ластиком нужно удалить всю разметку.

Шлифовка и пропитка готового изделия

Готовую работу нужно отчистить от пыли и крошек специальной щеткой. Затем взять наждачную бумагу и аккуратно сточить все острые углы, убрать заусенцы. Если изделие планируется часто использовать (брать в руки, переставлять с места на место), то его нужно пропитать лаком в 2-3 слоя.

Для декоративных поделок, которые будут украшать комнату достаточно пропитки из восковой мастики.

Как сделать шаблоны для резных наличников (трафарет)

Оптимальные и простые способы, как изготовить шаблоны для вырезания.

Ксерокопирование

Если разбираться с программами нет желания, можно сделать ксерокопию рисунка и сразу задать нужный размер копии (увеличить, уменьшить, сжать, расширить). Или отсканировать и распечатать эскиз на принтере в нужном формате.

Вручную — масштабирование по клеткам

В конце концов, можно сделать шаблон вручную, используя технологию масштабирования (копирование) по клеткам (линейное масштабирование).

Путем масштабирования по клеткам можно менять пропорции рисунков. Например, исходная форма не нравится, и вы хотите ее изменить. Для этого, при переносе рисунка сохраните одну из сторон в исходном размере, а вторую в новом квадрате увеличьте.

Масштабирование по клеткамИзменение пропорций рисунка при масштабировании по клеткам

Подготовка к работе

Для первого урока нужна дощечка размером 170 на 110 мм и толщиной 2 см. Эскизы для этой работы будут приведены ниже. Поверхность доски нужно отшлифовать шкуркой. Теперь используя линейку и простой карандаш расчертим всю поверхность дерева клетками по 5 см.

Узоры для резьбы по дереву

Потом рисуем все фигурки, как показано ниже на рисунке. Всего получилось 7 фигур: сколышки, ромбы, витейка, пирамидка, звездочки, квадратики и розетка. Из этих фигур потом можно складывать новые узоры. Фотография, на которой видно какие композиции можно составить из одних элементов, как смотрится композиция после обработки и покраски древесины.

Подготовка заготовки из дерева

Нужно отпилить от куска древесины досточку нужных размеров. Для первого раза достаточно взять небольшое полотно с толщиной в 2 см.

Поверхность нужно отшлифовать наждачной бумагой. Сильно затирать не стоит – достаточно убрать мелкие сколы и занозы. Удаление таких дефектов позволит легко скользить инструменту по поверхности. Дополнительно на руках не останутся занозы.

Подготовка поля

Ровную гладкую поверхность нужно расчертить. С помощью линейки и карандаша поделить всю площадь на клеточки со стороной в 5 см. Параметры клеток зависят от величины узора и его «подробности».

READ Что можно узнать по годичным кольцам у дерева?

Расчертить заготовку по всему периметру. Каждая ячейка станет основой для формирования элемента будущего орнамента.

Создание эскиза узора

Проходя между ячейками, формируется узор, который в дальнейшем будет вырезаться ножом. Можно использовать такой, как представлен выше, или более сложный – все зависит от уровня мастерства мастера.

В более сложных версиях орнамента используются плавные изогнутые линии.

Пробуем ажурную резьбу лобзиком или фрезером: хитрости для начинающих

Ажурная, или прорезная резьба, характерна отсутствием фона: он вырезан насквозь. В специализированных магазинах в продаже имеются металлические трафареты для выполнения прорезной резьбы. Их достаточно просто прикрепить к заготовке, и они не дадут Вашему инструменту вырезать лишнее. Для выполнения большого количества одинаковых элементов, например, при изготовлении внешних наличников для окон, такие помощники просто незаменимы, но если шаблон нужен всего на один-два раза – это напрасная трата. На различных интернет-ресурсах можно найти огромное количество рисунков, фото и эскизов для работы фрезером

Важно помнить, что размер и пропорции всегда можно подогнать под свои нужды

В контурной резьбе все довольно просто: важно научиться выпиливать желобки определенной толщины и глубины. Для этого пригодятся различные стамески. Преимущество этого стиля вырезания в том, что можно взять практически любую картину и скопировать на дерево

Однако, есть много готовых шаблонов для тех, кто хочет попробовать себя именно в этом виде резьбы. Удачно выглядят в этой технике животные, растительный орнамент и даже пейзажи

Преимущество этого стиля вырезания в том, что можно взять практически любую картину и скопировать на дерево. Однако, есть много готовых шаблонов для тех, кто хочет попробовать себя именно в этом виде резьбы. Удачно выглядят в этой технике животные, растительный орнамент и даже пейзажи.

После вырезания изделий в этой технике, как правило, внутренняя часть полос-желобков подкрашивается. В таком случае рисунок хорошо заметен и выглядит наиболее красиво.

Трафареты для техники плоскорельефной резьбы.

В этом виде все немного сложнее. В отличие от плосковыемчатой резьбы, где из фона вглубь вырезаются ямки, здесь, напротив, фон углублен, он находится будто бы под рельефом. Сам рельеф обычно заоваливается – то есть переход делают плавным с помощью напильников или наждачной бумаги. Фон либо гладкий, либо остается немного текстурным. Чтобы художественная резьба получилась действительно красивой, без шаблона тоже не обойтись.

Технология прорезной резьбы

Для того, чтобы создать изображение, сначала необходимо сделать рисунок. Это можно сделать самостоятельно или найти готовый. В интернете существует большое количество вариантов, которые можно использовать для работы.

Чтобы сделать прорезное изображение, необходимо создать начальное отверстие. Для этого используют свёрла или специальные стамески. Обычно просверливают доску в нескольких местах с внутренней стороны будущего отверстия. Затем в него вставляют пилку для лобзика и пропиливают в соответствии с чертежом. Иногда рисунок слишком мелкий для использования лобзика. В этом случае применяют специальные пилки. При этом нужно использовать такие, у которых мелкие зубья. В противном случае они способны начать рвать древесину и испортить изделие. Если необходимо, получившиеся изделия украшают резьбой по дереву, придавая им объём.

После создания прорезного узора нужно его обработать при помощи наждачной бумаги или надфиля. Для создания аккуратных краёв можно использовать также ножи и стамески. Иногда созданное изделие покрывают лаком для придания ему красивого внешнего вида.

Инструменты

Предварительно нужно подготовить рабочее место, на котором будет достаточно свободного пространства. Следует организовать хорошее освещение.

Чтобы приступить к работе нужно подготовить специальные инструменты:

  • Графитовый карандаш и линейка для нанесения контурных линий будущего узора на деревянную основу.
  • Циркуль для деления полного эскиза на отдельные фрагменты для упрощения работы.
  • Нож-косяк, которым производится непосредственное вырезание.
  • Пилка нужна для формирования самой деревянной заготовки, на которой будет производиться резьба.
  • Прямая стамеска может стать вспомогательным инструментом для ножа-косяка.

Набор необходимых инструментов собран. Остается определиться с шириной рабочей части ножа. Данный параметр подбирается в соответствии с размерами рисунка. Дополнительно может понадобиться ластик и наждачная бумага с мелким напылением.

Этапы работ по дереву

Резьба по дереву (картинки с изображениями разных технологий помогут начинающим понять, как правильно работать с древесиной) всегда начинается с идеи. Мастер придумывает узоры и делает схематичный набросок на бумаге, который потом переносит на деревянную поверхность с помощью простого карандаша или маркера.

Затем он вырубает грубый узор, потом срезает углы и делает линии плавными. Обрабатывает фон, шлифует все детали и покрывает готовое изделие лаком.

Далее в статье можно прочесть описание этапов работы в разных техниках.

С домовой резьбой

Резьба по дереву (картинки нужны для верного представления основ технологии) этого типа схожа со сквозной техникой. Мастер делает сквозные пропилы в заготовке, полностью удаляет фон и оставляет только ажурные узоры. Такой резьбой украшают наличники окон, дверные проёмы и крыши домов.

Работа осуществляется в 3 этапа:

  1. Выбор стиля. Все узоры должны гармонировать между собой, поэтому мастер сначала выбирает подходящие трафареты. Затем переносит их на заготовки.
  2. Фон удаляется при помощи дрели и лобзика. Орнамент вырезают вручную стамесками и ножами.
  3. Готовую работу шлифуют и покрывают лаком.

Для домовой резьбы выбирают древесину твёрдых пород. Она не склонна к гниению и расслаиванию, поэтому способна прослужить более 20 лет.

Резной декор по дереву с объёмной резьбой

Резьба по дереву (картинки отображают порядок действий при работе) с выпуклыми узорами осуществляется в 6 этапов.

Их можно рассмотреть на примере изготовления крупной броши с изображением гор:

  1. Мастер вырезает круглую заготовку и переносит на неё эскиз.
  2. Используя ножи и стамески, он вырезает небольшие углубления по нарисованным контурам.
  3. С помощью специального ножа резчик придает узорам округлые очертания, убирает острые углы и засечки.
  4. Шлифует изделие, используя наждачную бумагу разной зернистости и абразивную губку.
  5. Раскрашивает изделие красками.
  6. После полного высыхания обрабатывает поделку восковой мастикой.

Для таких работ подходит древесина мягких пород. На ней проще создать плавные контуры и выпуклые элементы.

С геометрической резьбой по дереву

Резьба по дереву (картинки помогут правильно сделать разметку) с геометрической резьбой довольно простая в исполнении. Больше всего времени уходит на создание эскизов и разметку.

На примере изготовления шкатулки, можно рассмотреть 5 основных этапов работы:

  1. Сначала нужно продумать расположение и форму узоров на каждой стенке шкатулки, а также на крышке. Потребуется составить схематический чертёж.
  2. Затем изделие разлиновывают, рисуют ровные клетки со всех сторон.
  3. По клеткам составляют задуманный узор.
  4. Начиная с краёв, двигаясь к центру, узор нужно вырезать на каждой стороне шкатулки.
  5. В конце изделие шлифуют наждачной бумагой. Периодически сметая крошки специальной щеткой.

Изделия, которыми будут активно пользоваться, мастера покрывают лаком. Можно выбрать бесцветное покрытие или цветное, имитирующее натуральные оттенки других древесных пород.

С прорезной

Это сквозная резьба, где фон полностью удаляется с помощью лобзика, а узор остаётся.

Работа осуществляется в 4 этапа, которые можно рассмотреть подробнее на примере изготовления подставки для книг:

  1. Мастер подбирает эскиз, переносит его на бумагу и наклеивает поверх деревянной заготовки.
  2. Дрелью сверлит отверстия. Куда будет вставляться полотно лобзика. Затем выпиливает узор, удаляя фон.
  3. Шлифует изделие наждачной бумагой разной зернистости.
  4. Соединяет части подставки при помощи клея и покрывает цветным лаком.

Для изделий с прорезными узорами рекомендуется использовать древесину твёрдых пород.

Резьба по дереву: рисунки работ лобзиком и фрезером

Красиво, когда интерьер украшают картинами, выполненными на дереве. Вырезанные картины, изображающие различные истории, впечатляют своим видом. Вы и сами можете попробовать поработать с деревом, используя специальные инструменты.

Мастер в своей работе использует не только инструменты и сырьё. Ему нужны примеры, чтоб выполнялась резьба по дереву: фотографии, рисунки и эскизы. По ним мастер, как художник, создает свои композиции.

Мастер работает с различными инструментами: лобзиком, фрезером, бормашиной и др. Рассмотрим, как по рисункам выполняются работы.

Для начала приготовьте рабочее место, чтобы вам ничего не мешало, а все необходимое было под рукой. Позаботьтесь о хорошем освещении и удобной высоте поверхности для работы:

1) Выберите материал, с которым будете работать. Хорошо для работы лобзиком подойдёт ольха. Поверхность рабочей заготовки должна быть ровной и без сучков.

2) Вы можете придумать сами рисунок, который будете воплощать на дереве. Можно воспользоваться предложенными эскизами:

3) Желаемый узор перенесите на дерево. Это можно выполнить, используя кальку. Положите её на заготовку, сверху — листок с эскизом, и обведите карандашом все линии. Чтобы рисунок на заготовке не размазался и не испортил всю работу, пройдитесь по линиям лаком.

4) Приготовьте к работе лобзик. Умеренно натяните полотно инструмента. При слабой или слишком тугой натяжке полотно может поломаться.

Основы ремесла

Если посмотреть на некоторые фото работ, то отчетливо видно, что авторы пользовались сразу несколькими методами обработки древесины — при выполнении разных элементов декора или экстерьера зданий, нечасто встречаются плоскорельефные узоры с необработанными краями, а значит применяется не одна и не две технологии.

Для начала знакомства с азами ремесла, вспомним, как каждый из нас держал в руках лобзик и выпиливал фигурки из дощечки или фанеры. Это и называют простейшей прорезной резьбой. Для более сложных работ потребуется больше инструментов, чем лобзик и дюжина запасных пилочек, но принцип остается тот же.

Глухая резьба: наносим рельеф

Когда вы закончили с приданием формы, было бы неплохо разнообразить оставшиеся плоские элементы простым орнаментом или растительными узорами. Вот простейшие приёмы работы:

  1. Канавка (ветвь, борозда) изготавливается узкой стамеской или резцом с квадратной, треугольной или вогнутой формой лезвия. Резьба ведётся строго по линии, рельеф выбирается мелкой стружкой и затем шлифуется.
  2. Лист — несколько мелких канавок, имитирующих прожилки, подрезанные дисковым ножом. От центра между прожилками к каждой из них выполняются мелкие зарубки полукруглой стамеской, имитирующие тело листа, затем тонким резцом наводится внешний контур.
  3. Прилегающие ко спуску плоские участки можно разнообразить глухой резьбой мелкого орнамента. Например, прорезать две борозды от края, образующие с ним треугольник, а в центре пробить просечкой звёздочку.

По каким параметрам выбрать шаблон для резьбы по дереву

Во-первых, для крупных деревянных элементов необходимо выбирать крупные трафареты, иначе элементы будут небольшими, и их не будет видно. А вот для шкатулок и рамок выбирают узоры посложнее.

Для разной техники резьбы выбираются надлежащие схемы и шаблоны для резьбы по дереву:

  1. Прорезная резьба требует шаблоны и трафареты должного качества и быстрой работы. После того, как перенесли рисунок, те участки, которые окажутся сквозными, необходимо будет заштриховать.
  2. Геометрическая техника – основа резьбы по дереву. Когда эскиз выбран, его наносят на панно из дерева.
  3. Скульптурная либо рельефная резьба более трудоемкая и требует определенных навыков от мастера. Сначала эскиз выполняют на бумаге, но если это объемная поделка, то необходимо создать фигуру из пластичного материала, к примеру, из глины.


Прорезная резьба требует шаблоны и трафареты должного качества и быстрой работы

Плосковыемчатый узор

Такое изображение отличается небольшим рельефом. Изображение имеет форму силуэта, и все детали располагаются в одной плоскости. Для выполнения может использоваться заоваленный контур, подушечный и подобранный фон узора.

Как подвиды этой технологии выделяют:

  1. контурную,
  2. скобчатую
  3. геометрическую (трехгранную).

Для выполнения контурной техники используются углубленные линии, идущие по основному фону.

Скобчатая технология использует для создания отделки специальные насечки в виде скоб. При использовании геометрической резьбе мастер наносит контур при помощи трехгранных пирамид и колышков. Многократно повторенный в разных вариантах вид резки позволяет создавать разнообразные рельефные декоры, которые немного заглублены в общий фон. Для такой техники характерны многочисленные композиции из геометрических фигур в виде ромбов, треугольников, сот, витейек и т.п.

Подробности

Главные формы резных орнаментов

В зависимости от композиционного характера, размещения и формы можно разделить по категориям такого типа орнаментов:

  1. Кайма и ленточный орнамент – деталь резкого типа, окаймляющая изделие или проходит по его краю.
  2. Гирлянда – узор с волнообразной формой, который обладает растительными мотивами.
  3. Розетка – отдельный вид орнамента симметричного типа с правильной формой (многоугольник, круг или овал).
  4. Арабеска – представляет собой витиеватый сложный узор из растительного или геометрического орнамента.
  5. Пальметта – это вееробразный декор резного типа.
  6. Венок – резьбовый элемент с растительными мотивами.
  7. Плетенка – узор, в котором переплетаются элементы (ленточки, стебли, полоски и остальное).
  8. Панно – узор, который помещен в ленту или резную рамку.
  9. Орнамент ажурного типа – производится в технике резьбы пропильного типа, и ее особенность – создание сквозного рисунчатого фона.

Далее вы найдете красивые эскизы.

Классификация по территориальному признаку

Аргуновская резьба по дереву

Название происходит от села Аргуново (Владимирская губерния, Покровский уезд), где жили и творили искусные плотники. В XIX веке их изделия получили широкое распространение и известность. В словаре Даля есть слово «аргун», которое объясняется как «владимирский плотник».

Резная мебель, церковные иконостасы, декор деревянных изб и дворцов — везде встречается аргуновская резьба. Её характеристики: большое разнообразие рисунка с использованием языческих элементов. Гармоничное соединение древнерусских образов и персонажей классического европейского искусства.

Нижегородская резьба по дереву

Другое название — корабельная. Первоначально использовалась для украшения волжских судов.Затем так стали украшать деревянные дома: наличники, лобовые доски, лопатки. Нижегородская глухая резьба отличается «глухим» (непрорезным) фоном. Основной используемый инструмент — закруглённое долото. По высоте рисунок находится практически на одном уровне с доской.

Обработанная доска покрывалась олифой в несколько слоёв. Раскрашивание встречается, но редко.

Кудринская резьба по дереву

Происходит из подмосковной деревни Кудрино. Относится к плоскорельефной резьбе — средней по высоте между контурной и рельефной. Фон кудринской резьбы бывает подушечным и выборным.

Характерный растительный орнамент — гирлянды, ветки, плоды, цветы, кудрявые листья. Стилизованные элементы: птицы, животные. Сцены из сказок.

Скандинавская резьба по дереву

Рисунок: сложные волнообразные линии и узоры, фигурки животных, растительные мотивы, реже — геометрический рисунок. Исторические сценки. В основном используется глухая рельефная резьба.