Шестигранный болт

Оглавление

Применение болта

Болт не только сжимает сопрягаемые детали, но также предотвращает их сдвиг. Поэтому перед соединением в них необходимо просверлить специальное калиброванное отверстие, равное по диаметру утолщению на ножке болта. Например, для крепежа М10 отверстие должно быть ровно 10 мм, если диаметр отверстия будет отличаться – детали не будут надёжно закреплены от сдвига. На хвостовике с резьбой размещают шайбу, затем закрепляют соединение гайкой. Если место соединения подвержено вибрации, то дополнительно используют шайбу гровера, препятствующую самовольному откручиванию гайки.

Применение болтов при ремонте автомобиля

Важные параметры болтов

Основными отличиями болтов друг от друга являются:

  • Размер и форма головки;
  • Форма цилиндрической части;
  • Типу и шагу резьбовой нарезки;
  • Прочность; 
  • Материал изготовления.

Форма и размеры головки

В зависимости от сферы использования и применения в различных конструкциях, такие метизы могут иметь круглую, квадратную или овальную форму головки. Но самой популярной формой этой части болта является шестигранник. Благодаря головкам таких форм легче производить сборку винтового соединения.

Также существуют специальные формы головок: полукруглые, потайные, с отверстием (рым-болты), откидную, в форме вилки и т.п. Кроме различия форм, они могут иметь разные размеры.

Форма стержня

Стержни болтов тоже имеют различную форму. Они могут иметь резьбовую нарезку по все длине или только его части. Диаметр гладкой части может превышать диаметр резьбовой части и т.п. Болты со ступенчатым стрежнем применяются для создания тяжелонагруженных соединений. Но самыми популярными являются такие крепежные изделия с одинаковым размером резьбовой нарезки и остальной части метиза.

Тип и шаг резьбы

Резьба у болтов может иметь различный шаг, сторону, профиль и другие разновидности. Самыми важными параметрами резьбовой нарезки является ее профиль и размер.

Класс прочности и материалы изготовления

Под классом прочности резьбовых соединений подразумевается лимит прочности изделия на разрыв. Класс прочности этих метизов зависит от механических свойств изделия и делится на 11 категорий. По большому счету этот параметр определяется материалом изготовления болтов. Они могут быть изготовлены из:

  • Обыкновенных сталей;
  • Конструкционных легированных и низколегированных сталей;
  • Нержавеющих обычных и жаропрочных сталей;
  • Латуни, меди, титана и титановых сплавов.

Как выглядит болт и чем отличается от винта

Как упоминалось выше, чтобы четко разграничивать, чем отличается болт от винта, определение каждого из них должно производиться по методу крепления. Так, в качестве фиксирующего элемента у болта используется гайка, а винт непосредственно закручивается вглубь скрепляемых деталей и имеет встречную резьбу во второй из них. Гайки должны иметь такой же размер резьбового отверстия, что и болты, иначе они не подойдут.

Всегда можно уточнить, какая конструкция бывает у болтов с шестигранной головкой, и определить, чем отличается винт от болта, по ГОСТу 7805-70. Именно этот документ регулирует производство названных деталей и их качественные и количественные характеристики.

Чаще всего изготавливаются универсальные болты с полной резьбой, но бывают и варианты с неполной — для скрепления плоских деталей большой толщины. По принципу крепления также можно понять, чем отличается болт от винта. Ведь при использовании болта, всегда его второй конец выходит из скрепляемой детали и фиксируется гайкой, тогда как у винта он прячется внутри детали. При рассмотрении конструктивных особенностей уже упоминалось, чем отличается болт от винта, и именно по этому различию болты предназначены для соединения двух плоских деталей, а винты — для плоской детали с изделиями любой толщины.

Болты к тому же при скреплении с гайкой под воздействием вибраций или при соединении деревянных деталей имеют свойство саморазвинчиваться. Чтобы предотвратить это, надевают на болт контргайку (вторую вслед за первой) или используют самоконтрящиеся гайки.

Чтобы не повредить болтом мягкий материал, такой как дерево или пластмасса, и чтобы крепеж под воздействием нагрузок не продавил мягкий материал, под головку болта кладут шайбу. Для более надежных соединений используют две шайбы, помещая вторую под гайку.

Что такое болт?

Болтом называют цилиндрический стержень с резьбой, на одной стороне которого имеется головка для удобного ввинчивания. Болтовое соединение обеспечивается вкручиванием описываемого элемента в гайку. В зависимости от типа соединения под головку или гайку может быть подложена плоская шайба.

Первые болты, имеющие резьбу, появились еще в XV веке. Нужно сказать, что до этого времени применялись безрезьбовые болты, но сфера их использования была крайне мала. Гутенберг, в революционной конструкции печатного станка, уже использовал винтовое соединение. После, винты широко применялись для изготовления часовых механизмов и воинских доспехов. Даже знаменитый Леонардо да Винчи, описывал в своих записных книжках винторезные станки.

Первый такой станок был создан только в 1568 году. Что позволило производить различные виды болтов и расширило сферу применения этого крепежного элемента. Но главному успеху винтового соединения послужило изобретение гайки. Первые гайки изготавливались вручную. Что служило преградой на пути их широкого использования. Но когда удалось автоматизировать процесс изготовления гаек, процесс распространения болтового соединения ускорился.

Распределение напряжений на контурах головки и стержня болта

На рис. 1, (а) показана схема распределения относительных главных напряжений на контурах головки и стержня болта (контурные напряжения). Относительные контактные напряжения (давления) приведены для случая, когда головка болта опирается на жесткое основание. На практике этому приблизительно соответствует резьбовое соединение, стягивающее стальные соединительные детали трубопроводов или другие детали болтами из титановых сплавов.

На рис. 1, (б) представлена зависимость относительного контактного напряжения q — q/σн на опорном торце головки болта, когда головка опирается на жесткую (недеформированную) деталь (кривая 1) и на деталь из того же, что и болт, материала (кривая 2), После определения контактного напряжения проведен расчет напряженного состояния в головке. 

Результаты расчета приведены на рис. 1., (а). Из рисунка следует, что наибольшее напряжение на контуре болта действует вблизи перехода галтели в гладкую часть стержня, т. е. в сечении, отклоненном от начала сопряжения приблизительно на 15°. Теоретический коэффициент концентрации напряжений при контакте головки с жесткой деталью α = σmaxн = 3,5.

Когда головка болта опирается на упругую деталь (например, на стальной фланец), контактное давление вблизи отверстия снижается, а максимальное напряжение на контуре болта несколько возрастает. 

Маркировка

Обозначения, наносимые на болты, загадочны только на первый взгляд. Реально они очень даже информативны и хорошо продуманы. Если попадается относительно старый крепеж, выпущенный по ГОСТу 1977 года, то его маркировка такова:

  • буквенное клеймо предприятия-изготовителя;
  • временное сопротивление болта (уменьшенное на 10);
  • климатическая категория;
  • номер плавки металла.

По современному ГОСТу обозначения строятся по следующей схеме:

  • заводское клеймо;
  • категория прочности согласно стандарту 2006 года;
  • климатическая категория;
  • номер плавки;
  • символ S (если это особо прочный болт с головкой увеличенного размера).

Области применения

Некоторые области использования особо прочного крепежа уже названы. Но его можно использовать не только для металлоконструкций в строительстве и машиностроении, как часто думают. Эти изделия нужны также для сельскохозяйственной техники и для железнодорожных креплений. Главная особенность — пригодность для таких монтажных соединений, которые подвергаются очень большой нагрузке, и где поэтому нельзя применять стандартные способы фиксации. Подобный крепеж востребован даже в самом «тяжелом» строительстве — при сооружении мостов, туннелей, высоких башен и вышек.

Любые части высокопрочных болтов, разумеется, должны иметь повышенную надежность и механическую крепость. Все соединения, где использован такой крепеж, относят к сдвигоустойчивой категории. При использовании подобного крепежа рассверливать либо прочищать отверстия не потребуется. Ввинчивать высокопрочный болт можно не только в металл, но и в железобетон. Отдельно стоит сказать о болтах под шестигранник.

Есть еще изделия с уменьшенной высотой головки (а один их подвид рассчитан под маленькие ключи). Однако изделия с внутренним шестигранником хороши благодаря:

  • большему удобству;

  • повышенной прочности;

  • оптимальной надежности.

По условиям эксплуатации болты подразделяются на

  • расчетные
  • конструктивные

Расчетные фундаментные болты

К расчетным относятся болты, воспринимающие нагрузки, возникающие при эксплуатации строительных конструкций или при работе оборудования.

Конструктивные фундаментные болты

К конструктивным относятся болты, предусматриваемые для крепления строительных конструкций и оборудования, устойчивость которых против опрокидывания или сдвига обеспечивается собственным весом конструкций или оборудования.

Конструктивные болты предназначаются для рихтовки строительных конструкций и оборудования во время их монтажа и для обеспечения стабильной работы конструкций и оборудования во время эксплуатации, а также для предотвращения их случайных смещений.

Характеристики болтов и гаек

Болты и гайки различаются конструкционными особенностями, поэтому выбор определяется типом дисков. Штампованный диск изготавливают из прочного типа стали. При этом он имеет небольшую толщину в месте крепления к центральной части вращающейся детали. Для оптимального соединения болт и гайка должны иметь плоскую поверхность. В состав литых дисков входят относительно не тяжелые сплавы. Они обладают пониженными характеристиками надежности. Крепежная система изделий выполнена в виде конуса.

Резьба

При покупке болтов следует обратить внимание на резьбовую часть. Не все элементы имеют одинаковые показатели шага резьбы

Чаще встречаются метизы с шагом резьбы 1,25 и 1,5 мм с диаметром 12 либо 14 мм. Рекомендуется приобретать новые колесные болты в комплекте с дисками либо учитывать требования инструкции производителя авто.

Как выглядит болт и чем отличается от винта

Как упоминалось выше, чтобы четко разграничивать, чем отличается болт от винта, определение каждого из них должно производиться по методу крепления. Так, в качестве фиксирующего элемента у болта используется гайка, а винт непосредственно закручивается вглубь скрепляемых деталей и имеет встречную резьбу во второй из них. Гайки должны иметь такой же размер резьбового отверстия, что и болты, иначе они не подойдут.

Всегда можно уточнить, какая конструкция бывает у болтов с шестигранной головкой, и определить, чем отличается винт от болта, по ГОСТу 7805-70. Именно этот документ регулирует производство названных деталей и их качественные и количественные характеристики.

Чаще всего изготавливаются универсальные болты с полной резьбой, но бывают и варианты с неполной — для скрепления плоских деталей большой толщины. По принципу крепления также можно понять, чем отличается болт от винта. Ведь при использовании болта, всегда его второй конец выходит из скрепляемой детали и фиксируется гайкой, тогда как у винта он прячется внутри детали. При рассмотрении конструктивных особенностей уже упоминалось, чем отличается болт от винта, и именно по этому различию болты предназначены для соединения двух плоских деталей, а винты — для плоской детали с изделиями любой толщины.

Болты к тому же при скреплении с гайкой под воздействием вибраций или при соединении деревянных деталей имеют свойство саморазвинчиваться. Чтобы предотвратить это, надевают на болт контргайку (вторую вслед за первой) или используют самоконтрящиеся гайки.

Чтобы не повредить болтом мягкий материал, такой как дерево или пластмасса, и чтобы крепеж под воздействием нагрузок не продавил мягкий материал, под головку болта кладут шайбу. Для более надежных соединений используют две шайбы, помещая вторую под гайку.

Виды шпилек

Шпильки – еще одно крепёжное изделие из стержня с наружной резьбой, образующее соединение при помощи гайки или резьбового отверстия. В отличие от болта или винта шпилька не имеет головки, но зато имеет два резьбовых конца, или даже сплошную резьбу по всей длине стержня.

Шпильки широко используются при глухих посадках. Естественно, что при  этом длина ввинчиваемого конца строго регламентируется. В соответствии с ГОСТ она может составлять только 1; 1,25; 2; 2,5 от диаметра резьбы. Длина второго конца в сумме с длиной безрезьбового участка может изменяться в широких пределах.

Кроме того изготавливаются шпильки с равными длинами резьбы на концах, а также со сплошной резьбой.

Шпильки по DIN 975 и DIN 976 – это наиболее распространенные варианты. По сути это просто длинные шпильки со сплошной резьбой: их длина обычно составляет 1 или 2 м (но бывают и 3 и 4 метра). Основное отличие в том, что DIN 976 может быть разной длины, а DIN 975 только 1 или 2 м. Подробнее о шпильках и их особенностях можно ознакомиться у нас в блоге. Отметим, что для удобства работы штанги в зависимости от материала и класса прочности маркируются окрашиванием торцов. Ниже приводится таблица применяемых цветов.

Класс прочности Цвет
4.8 без цвета
5.6 коричневый
5.8 синий
8.8 жёлтый
10.9 белый
12.9 чёрный
А2-70 зелёный
А4-70 красный

Понравился материал?

Можно ли повторно использовать болты?

Для болтов, применяемых во всех соединениях, не требующих тарированного момента затягивания, этот вопрос не играет большой роли. Основную массу болтов, затягиваемых ручными инструментами (стандартными гаечными ключами), используют многократно, невзирая на повреждения покрытия или ржавчину.

Отношение к повторному применению так называемых ВПБ (высокопрочных болтов), разрыв или повреждение которых может вызвать катастрофу (подъёмные механизмы, многотонные металлические конструкции) или серьёзные разрушения (колёсные болты автомобилей, крепёж головки блока цилиндров) существенно меняется как у специалистов автобытовых площадок, так и у руководителей строительного и промышленного менеджмента.

Повторное использование ВПБ, испытывающих при затягивании динамометрическими ключами нагрузки, близкие к пределу текучести стали, становится опасным. Существует много нормативных документов, так или иначе трактующих эту тему. Одна их часть не запрещает повторное применение, другая — ограничивает количество этих повторов, третья — требует тщательной проверки качества резьбы, лёгкого прокручивания по ней гайки, неизменной длины стержня. Существуют также нормативы, запрещающие в соединениях повторное применение ВПБ.

Как выполняют требования нормативных документов на местах? В авторемонте далеко не все воспринимают информацию о запрете повторного применения ВПБ в особо нагруженных соединениях как правильную и достоверную и пользуются при выполнении таких операций личным опытом. По свидетельствам механиков, даже при сборке грузоподъёмных механизмов ВПБ используют повторно, правда, после тщательной проверки.

Вывод по теме повторного применения нагруженных болтов: в каждом случае необходимо выполнять требования нормативных документов, регламентирующих конкретный вид работ

Особое внимание следует обращать на наличие или отсутствие запрета повторного применения. Определить внешним осмотром деформационный дефект ВПБ, бывшего в употреблении, очень сложно, и кажущаяся экономия может обернуться бедой

Все, кто не выполняет эти требования, берут ответственность на себя.

Другие виды болтов

Учитывая то, что такой вид крепежа часто используется в различных сферах жизнедеятельности, диапазон его использования невероятно обширный. Их используют в промышленном производстве, машиностроении, приборостроении, при сборке мебели и различных конструкций в домашних условиях. Виды болтов соответственно, различают по назначению:

  • Для машиностроения – болты повышенной прочности, с шестигранной головкой и метрической резьбой. Применяются в процессе сборки тяжелых конструкций. Используются для сборки промышленного оборудования и механизмов из чугуна или стали.
  • Для строительства – высокопрочные детали с увеличенными головками. Часто используются при строительстве массивных объектов – метрополитенов, тоннелей, мостов, гражданских и промышленных зданий.
  • Для дорожного строительства – могут быть разного класса прочности – это зависит от места использования. Чаще детали оснащаются полукруглой головкой и подголовком в форме квадрата. Такая конструкция позволяет монтировать их без специального оборудования. Используются для сборки металлических заграждений. Чаще оснащаются оцинкованным покрытием, что продляет срок их службы.
  • Для строительства железных дорог – бывают стыковые, клеммные и закладные. Первые используют с рельсовыми накладками и выпускаются с круглой головкой. Вторые соединяют шпалы с подкладкой. Третьи – крепят подкладку к рельсам. Все они изготавливаются из углеродистой стали в небольшом количестве, поскольку сфера их применения очень узкая.
  • Для транспорта (элеваторные или норийные) – используются в процессе прикрепления подающего элемента (ковша) к ленте транспортировки. Материал изготовления – углеродистая сталь. Ее могут покрывать оцинковкой, а могут использовать в чистом виде. Головка таких изделий плоская, а от стержня – полукруглая. Для прочного закрепления, полукруг головки оснащается шипами – это предотвращает их поворот в процессе эксплуатации.
  • Для сельскохозяйственных целей (лемешные) – предназначены для крепежа навесного оборудования. Вид конструкции – с потайной головкой, класс точности – до С. Бывают с квадратным подголовком, что предотвращает поворот изделия.
  • Для сборки мебели – полукруглые. Такие детали дешевле других. Их часто применяют для сборки различных деревянных конструкций – каркасных домов, стропил и других неответственных соединениях. Уровень прочности – средний. Тип покрытия – оцинковка.

Что такое высокопрочный болт

Данный вид крепления имеет несколько классификаций, но наиболее значимой характеристикой является повышенная стойкость перед большими нагрузками. Благодаря этому соединяемые болтовым крепежом конструкции становятся высокопрочными и долговечными. Высокопрочные болты, гайки и шайбы широко используются для металлических конструкций, при выполнении строительных работ и в тяжелой промышленности, машиностроении.

Болт представляет собой стержень из металлического сплава, с нанесенной на него наружной резьбой и головкой, обычно в виде шестигранника, под гаечный ключ. Закрепление производят путем накручивания гайки нужного размера Для равномерного распределения нагрузки используют шайбы.

Установка колеса и тонкости затяжки болтов

Если колесный диск прикрепляется на 4 болта, следует прикрепить любой болт, а затем следующий на противоположной стороне от центрального отверстия.

Ход работ:

  1. Колесо устанавливают на шпильки и прихватывают болтами.
  2. Секретные болты слегка затягивают при помощи баллонного ключа.
  3. Авто поднимают на домкрат и убирают подпорки.
  4. Машину опускают на землю и обязательно обтягивают по кругу все колесные болты. Рекомендуется приложить все усилия, чтобы колесо было надежно зафиксировано. Бояться сорвать резьбу не следует.

При монтаже нужно убедиться, что параметры колесной секретки соответствуют и подходят по длине и диаметру. При обслуживании машины замок всегда устанавливают последним. А демонтировать этот элемент следует всегда первым.

Что означают цифры 5.8 на шляпке любого болта, независимо от размера?

Для изделий из углеродистой стали, класс прочности обозначают двумя цифрами через точку.Пример: 4.6, 8.8, 10.9, 12.9. Первая цифра обозначает 1/100 номинальной величины предела прочности на разрыв, измеренную в МПа. В случае 8.8 первая 8 обозначает 8 х 100 = 800 МПа = 800 Н/мм2 = 80 кгс/мм2Вторая цифра — это отношение предела текучести к пределу прочности, умноженному на 10. Из пары цифр можно узнать предел текучести материала 8 х 8 х 10 = 640 Н/мм2

Значение предела текучести имеет важное практическое значение, поскольку это и есть максимальная рабочая нагрузка болта

Предел прочности на разрыв — величина нагрузки, при превышении которой происходит разрушение — «наибольшее разрушающее напряжение».

Предел текучести — величина нагрузки, при превышении которой наступает невосстанавливаемая деформация или изгиб.

Процент удлинения — это средняя величина удлинения деформируемой детали до е поломки или разрыва. Технический термин — «относительное удлинение» показывает относительное (в процентах) приращение длины образца после разрыва к его первоначальной длине.

Важнейшим классификационным признаком болтов, винтов, шпилек и гаек является прочность. Помимо размера, она зависит от материала этих деталей и от термообработки. Для стальных болтов, винтов и шпилек ГОСТ 1759-70 устанавливает 12 классов прочности — 3.6; 4.6; 4.8; 5.6; 5.8; 6.6; 6.8; 6.9; 8.8; 10.9; 12.9; 14.9. Первая цифра показывает предел прочности материала в кгс/мм, для удобства обозначения уменьшенный в десять раз. Вторая цифра — отношение предела текучести материала к пределу прочности, для удобства умноженное на 10. Например, класс прочности болта 5.8. Следовательно, предел прочности его материала 50 кгс/мм2, отношение предела текучести к пределу прочности 0,8. У стальных гаек семь классов прочности: 4; 5; 6; 8; 10; 12; 14. Эти цифры обозначают напряжение от испытательной нагрузки, деленное на 10.

Большая часть автомобильных болтов, винтов и шпилек в зависимости от их назначения имеет классы прочности от 4.8 до 10.9, а гаек — от 5 до 10. Понятно, что в таких ответственных соединениях, как головка и блок цилиндров, карданные шарниры, передняя и задняя подвески, замена метизов менее прочными совершенно недопустима.

info-4all.ru

Головка-шестигранник

Наличие головки в виде шестигранника позволяет болтам выдерживать приличные статические, циклические и динамические (ударные) нагрузки. Именно поэтому они получили широкое применение в таких тяжело нагруженных элементах, как ДВС (где используются, например, шатунные болты), или ходовка гусеничных тракторов (где применяются башмачные болты), а также сосуды, которые находятся под большим давлением и многих других.

Не стоит забывать, что у болтов, имеющих головку-шестигранник, может различаться:

1. Значение диаметра резьбы болта (также отличается и калибром «голого», безрезьбового места стержня). На сегодняшний день стандартный диаметр составляет 1,6 — 160 мм.

2. Длина стержня (может варьироваться от 1d до 30d, где d – диаметр резьбы болта) и длина резьбы.

3. Размер требуемого ключа (нормальным считается шестигранник под ключ S=1,5-1,6d; уменьшенным – под ключ S=1,3-1.4 d).

4. Точность штамповки (определяется как повышенная, нормальная либо грубая).

От степени точности зависят:

— совпадение размеров с заявленными параметрами;

— величина отклонения от заданной геометрически правильной формы;

— присутствие дефектов внешнего вида (чаще всего это бывают срезы металла и сколы на гранях головки болта, или заусеницы на опорной поверхности и др.).

О предлагает также болты с головкой в виде шестигранника плюс опорная шайба. Такие болты используют, когда необходимо уменьшить смещение оси опорной поверхности соосно стержня, а также снизить риск возникновения на опорной поверхности заусенцев.

Болты головкой-шестигранником, имеющие просвет либо в головке, либо в стержне, используют в соединениях, когда требуется исключить самоотвинчивание. Для этого в отверстие, расположенное на головке или на стержне, вставляется шплинт (проволока).

Виды болтов:

Болты могут различаться между собой материалом, применяемым для его изготовления, размерами, формой стрежня и обработкой его конца, формой головки, а также углублением в ней, типом резьбы, прочностью, назначением изделия, наличием или отсутствием цинкового покрытия и прочим.

В зависимости от назначения болты могут разделяться на следующие группы:

  • Лемешные, которые широко применяются в сельскохозяйственной технике. К ним обычно относят болты с потайными головками, что является их преимуществом, так как позволяет уравнивать их плоскость с деталями, исключая нежелательные выступы;
  • Машиностроительные, применяемые преимущественно для соединения различных деталей в спецтехнике, автомобилях, приборах и подобных направлениях. В этой группе могут встречаться болты с повышенной прочностью;
  • Дорожные, имеющие определенные характеристики для возможности их применения в конструкциях дорожных ограждений и подобных объектах при влиянии внешней окружающей среды;
  • Строительные, к которым относятся изделия, имеющие возможность соединяться с железобетонными конструкциями, стальными балками и подобными объектами. К таким болтам также относятся анкеры;
  • Мебельные, устройство и прочность которых подходит для конструирования мебели, а также в некоторых направлениях строительства, где важным требованием может быть аккуратный внешний вид конечного изделия.

Схема условного обозначения болтов, винтов, шпилек и гаек

Примеры условных обозначений крепежных изделий

Винт — по ГОСТ 17473-80 класса точности А, исполнения 2, диаметром резьбы d=12 мм с мелким шагом резьбы, с полем допуска резьбы 6e, длиной l=60 мм, класса точности 5.8, из спокойной стали с цинковым покрытием толщиной 9 мкм, хроматированным

Винт А2М12×1,25-6e×60.58.С.019 ГОСТ 17473-80

Гайка — по ГОСТ 5916-70 исполнения 2, диаметром резьбы d=12 мм, с мелким шагом резьбы, с левой резьбой, с полем допуска 6Н, класса прочности 05, из стали марки 40Х, с инковым покрытием толщиной 6 мкм, хроматированным

Гайка 2М12×1,25-Л-6Н.05.40Х.016 ГОСТ 5916-70

Примечания:

  1. В условном обозначении не указывают: исполнение 1, крупный шаг резьбы, правую резьбы, отсутствие покрытия, а также параметры, однозначно определяемые стандартами на продукцию; класс точности В, если стандартом на конкретное крепежное изделие предусматривают два класса точности (А и В).
  2. Если применяется покрытие, не предусмотренное настоящим стандартом, его обозначение указывается по ГОСТ 9.306-85.

Соседние страницы

  • Резьбы цилиндрические
  • Резьбы конические
  • Резьба метрическая
  • Сбеги, недорезы, проточки и фаски по ГОСТ 10549
  • Резьба упорная
  • Резьба трапецеидальная
  • Механические свойства болтов, винтов, шпилек, гаек.
  • Болты общего назначения с шестигранными головками
  • Винты общего назначения
  • Винты невыпадающие
  • Винты установочные
  • Болты и винты специального назначения
  • Винты самонарезающие для металла и пластмасс
  • Стопорение гайки относительно болта дополнительными элементами
  • Стопорение гаек относительно корпуса
  • Стопорение гайки относительно болта за счет дополнительного трения, сварки и пластического деформирования
  • Стопорение болтов. Предохранение винтов и гаек от потери
  • Стопорение винтов
  • Фланцевые соединения деталей
  • Фланцевые соединения труб и крышек цилиндров
  • Фланцевые соединения труб металлоконструкций
  • Примеры применения установочных винтов
  • Клеммовые соединения
  • Фрикционно-винтовые зажимы
  • Стяжки и упоры
  • Крепление машин к основаниям

3 Как производится маркировка резьбовых соединений?

Маркировка болтов осуществляется с учетом требований DIN, ANSI/ISO и других стандартов, о которых мы говорили выше. На головку изделия наносят:

  • класс прочности материала, из которого изготавливается болт;
  • клеймо производителя;
  • стрелку левой резьбы (правая резьба никак не маркируется).

Указанные знаки могут быть выпуклыми либо углубленными. А их величина определяется на заводе, который выпускает болты.

Класс прочности изделий из углеродистых сталей указывается в виде двух цифр, разделенных точкой – 3.6, 10.9, 8.8 и так далее. Первая цифра показывает, какую нагрузку может выдержать соединение. Вторая является отношением, умноженным на 10, двух пределов – текучести и прочности. Так, если вы видите маркировку на болтах – “8.8”, это означает, что при нагрузке более 8 тонн на квадратный сантиметр они порвутся.

Фото маркировки болтов из углеродистых сталей

Метизы из нержавеющей стали маркируются следующим образом: А2 (А4) – 50 (80, 60). А2 либо А4 – это марка стали (А4 устойчива против щелочей, солей и воздействия кислот, А2 – водоустойчивая), а число – показатель предела прочности болта.

Крепеж, изготавливаемый из мартенситных сталей с малым содержанием углерода, маркируется аналогично изделиям из углеродистой стали. Но в данном случае цифры подчеркиваются – 10.9 (допускается не ставить точку между цифрами – 109).

На фото – маркировка болта из мартенситной стали