Оглавление
Какие бывают виды
Короткое замыкание. Каждый слышал это словосочетание. Многие видели надпись «Не закорачивать!» Часто, когда ломается какой-нибудь электроприбор, говорят: «Коротнуло!» И несмотря на негативный оттенок этих слов, профессионалы знают, что короткое замыкание – не печальный приговор. Иногда с коротким замыканием (КЗ) бороться бессмысленно, а порой и принципиально невозможно. В этой статье будут даны ответы на самые важные вопросы: что такое короткое замыкание и какие виды КЗ встречаются в технике.
Начнем рассматривать эти вопросы под необычным углом – узнаем, в каких случаях короткие замыкания неизбежны и где они не играют роль повреждений. Возьмем за оба конца обыкновенный металлический провод. Соединим концы вместе. Провод замкнулся накоротко – произошло КЗ. Но так как в цепи отсутствуют источники электрической энергии и нагрузка, такое короткое замыкание никакого вреда не несет. В некоторых областях электротехники КЗ, которое мы рассмотрели, играет на руку, например, в электрических аппаратах и электрических машинах.
Взглянем на однофазное реле или пускатель, в конструкции которых есть магнитная система с подвижными частями – электромагнит, притягивающий якорь. Из-за постоянно меняющейся полярности тока, текущего в обмотках электромагнита, его магнитный поток периодически становится равен нулю, что вызывает дребезжание якоря, появляются вибрации и характерное, знакомое всем электрикам гудение. Чтобы избавиться от этого явления, на торец сердечника электромагнита или якоря прикрепляют короткозамкнутый виток – кольцо или прямоугольник из меди или алюминия.
Из-за явления электромагнитной индукции в витке создается ток, создающий свой магнитный поток, компенсирующий пропадание основного магнитного потока, создаваемого электромагнитом, что приводит к уменьшению или исчезновению вибраций, разрушающих конструкцию.
Так же на руку играет короткое замыкание и в роторе асинхронного электродвигателя. Благодаря взаимодействию магнитного поля, создаваемого обмотками статора, с короткозамкнутым ротором, в роторе по уже упомянутому закону появляются свои токи, создающие свое поле, что приводит ротор во вращение
Конечно, важно грамотное проектирование электродвигателя или электрического аппарата, чтобы токи, протекающие в короткозамкнутых элементах, не приводили к перегреву и порче изоляции основных обмоток
Возгорание розетки
Подобным образом понятие «короткое замыкание» используется применительно к трансформаторам. Люди, так или иначе связанные с энергетикой, знают, что одна из важнейших характеристик трансформатора – это напряжение короткого замыкания, UКЗ, измеряемое в процентах. Возьмем трансформатор. Одну из его обмоток, скажем, низшего напряжения (НН) закоротим амперметром, сопротивление которого, как известно, принимается равным нулю. Обмотку высшего напряжения (ВН) подключаем к источнику напряжения. Повышаем напряжение на обмотке ВН до тех пор, пока ток в обмотке НН не станет равным номинальному, фиксируем это напряжение.
Делим его на номинальное напряжение высшей стороны, умножаем на 100%, получаем UКЗ. Эта величина характеризует потери мощности в трансформаторе и его сопротивление, от которого зависит ток короткого замыкания, ведущий к повреждениям. Поговорим наконец о коротких замыканиях, несущих негативные последствия. Такие короткие замыкания появляются, когда ток от источника питания протекает не через нагрузку, а только через провода, обладающие ничтожно маленьким сопротивлением. Например, трехфазный кабель питается от трансформатора, и одним неосторожным движением ковша экскаватора происходит его повреждение – две фазы закорачиваются через ковш. Такое КЗ называют двухфазным. Аналогично по количеству замкнутых фаз называют другие КЗ.
Однофазное замыкание на землю в сетях с изолированной нейтралью не является коротким, но может представлять угрозу жизни живых существ. Металлическим называют КЗ, в котором переходное сопротивление равно нулю – например, при болтовом или сварочном соединении. Токи КЗ в зависимости от напряжения и вида повреждения могут достигать тысяч и сотен тысяч ампер, приводить к пожарам и колоссальным электродинамическим усилиям, «выворачивающим» шины и провода. Защита от КЗ может осуществляться автоматическими выключателями или предохранителями, а в высоковольтных сетях – средствами релейной защиты и автоматики.
Защита блока питания от короткого замыкания.
Как найти скрытую проводку в стене с помощью современных поисковых приборов
Для поиска скрытой проводки существует большое разнообразие профессиональных и бытовых детекторов. Они обнаруживают металл на большой глубине внутри стен, построенных из кирпича, бетона, древесины или других материалов. Профмодели обеспечивают поиск на большой глубине: проводки – до 5 см, стали – на глубине до 8 см . Бытовые модели имеют меньшую глубину обнаружения.
«Поиск»
Существует множество моделей детекторов для поиска скрытой проводки. Они обладают различным набором сопутствующих функций, в различной степени удобны, у них разная цена и разные имена. Но комплекта с названием «Поиск» среди них не существует.
«Дятел»
Экономичный и качественный прибор, обладающий всеми необходимыми для электрика возможностями.
Тестер для поиска проводки «Дятел»
Тестер СЕМ LA-1014
Комплект 2 в 1: кабель-тестер + мультиметр = искатель скрытой проводки. Используется для поиска скрытой проводки без напряжения, проверки кабельных линий в телефонных, компьютерных и силовых сетях. Прибор может находить обрыв провода, короткое замыкание и перехлёст жил.
Комплект кабель-тестер + мультиметр
МАГ-2
Прибор находит скрытую проводку и проверяет провода на обрыв. Чем выше нагрузка в сети, тем легче прибор находит провода.
Индикатор скрытой проводки МАГ-2
MS-58М
Различные модификации этого детектора предназначены для проверки напряжения и обнаружения металлических предметов в грунте, воде, стенах, в древесине и других средах. Основное достоинство прибора – питание от 4 батарей 1,5В, температура использования – от -10 до + 50 °С.
Детектор напряжения MS-58М
NWS 819-4
Детектор поиска проводки в стене оснащён индикатором обнаружения. Имеет функцию самопроверки. В проводах может быть переменный ток напряжением от 90 до 1000 В. В прибор встроен фонарик.
Поисковый прибор NWS 819-4
Способы поиска обрыва провода
Проверку провода на обрыв производят тремя способами. Два первых из них требуют специальной аппаратуры, а третий доступен любому автолюбителю. Рассмотрим каждый из них. Это позволит быстро диагностировать неисправность и заменить поврежденный провод, восстановив нормальную работу запитанного от него оборудования.
Первый способ
Чтобы проверить обрыв цепи этим способом, потребуется кабель-трекер. Устройство имеет две основные части: генератор с контактными проводами и приемник электромагнитного сигнала. Работает прибор так:
- красный провод от генератора подключается к проводу, который будет тестироваться;
- черный провод от генератора нужно подключить к массе автомобиля, например, блоку двигателя или неокрашенной части кузова;
- генератор включается, на приемнике настраивается чувствительность, которую указывает интенсивность звукового сигнала, генерируемого электромагнитным излучением генератора;
- датчик приемника проводится вдоль провода или жгута, спрятанного в кембрик или гофру;
- в месте, где сигнал начинает затихать или пропадает, провод оборван.
Применяя этот способ, прибор последовательно подключается к проводам в жгуте и путем последовательного подключения каждого из них к кабель-трекеру. Это быстрый способ, позволяющий проверить обрыв проводки, не привлекая другого оборудования.
Второй способ
Следующий метод определения обрыва пробки похож на предыдущий, но он усовершенствован за счет применения другого генератора электромагнитного сигнала. Его можно собрать только самостоятельно, для чего требуются определенные знания и навыки, существуют старые советские модели подобных генераторов, отличающиеся повышенной надежностью.
Зажим красного провода так же подключается к тестируемому проводу проводки, а черный на массу автомобиля. В качестве приемника используют бесконтактный индикатор напряжения. Но проблема в том, что данная пара устройств не всегда объективно указывает на обрыв проводки. Поэтому в качестве приемника лучше использовать более чувствительный приемник от стандартного китайского кабель-трекера.
При работе с данным устройством последовательность действий точно такая же. Зачем использовать приемник, изготовленный из старых советских радиодеталей? Объяснение очень простое – он генерирует более мощный и чистый сигнал, обеспечивающий быстрый и точный поиск обрыва проводки. Поэтому такое сочетание предпочтительно, чем использование стандартных кабель-трекеров.
Третий вариант
Этот способ применяют при полном отсутствии специализированного оборудования, в том числе, кабель-трекера и даже обычного мультиметра. В этом случае из двух проводников и контрольной лампы, а также тонкой и острой иглы делается самодельное устройство.
Проверяемый провод или группу проводов отсоединяем от контактов с обеих сторон, чтобы исключить их из бортовой сети. Это позволяет на момент проверки не отключать аккумуляторную батарею.
Минус подключается к контакту проверяемого провода, затем берется контрольная лампа и через дополнительный проводник присоединяется к плюсовой клемме аккумулятора. При замыкании цепи на провод, контрольная лампа загорится.
Берется игла, которой через некоторое расстояние прокалывается изоляция тестируемого провода и к ней присоединяется свободная клемма контрольной лампы, если она загорается, значит, место обрыва еще не найдено.
Когда провод собран в жгут или пучок проводов защищен гофрой, следующий прокол целесообразно делать в доступном месте, где провод выходит наружу или удобно вскрывать изоляцию. Если контрольная лампа не загорается, на промежутке между двумя соседними проколами есть обрыв. При выявлении участка, где есть подозрение на обрыв, вскрывается изоляция, участок провода обследуется, производится его сращивание или замена.
Почему выбивает автомат в щитке: причины
Причины почему выбивает автомат
Если у вас сохранились пробки, тогда не раздумывая нужно ставить автоматы. Правильно рассчитанный номинальный ток автомата сохранит вашу электропроводку и значительно снизит вероятность возникновения пожара.
Превышение номинального тока автомата
Если превышен допустимый ток выключателя, то тепловой расцепитель нагреваясь, отключит контакты автомата от электросети. Время отключения зависит от величины тока. Для старой электропроводки устанавливается автомат на 16 А.
Для новой, с медными проводами и сечением 2,5 мм² устанавливают выключатель на 25 А. Чтобы обойти причину перегрузки, когда выбивает автомат в щитке, нужно все электроприборы и освещение включать так, чтобы не превысить номинальный ток автомата.
Если вам нужно включить разные электроприборы с общей мощностью выше допустимой нагрузки автоматического выключателя, тогда нужно использовать реле приоритета. После отключения автомата, нужно выждать некоторое время, чтобы остыла биметаллическая пластина теплового расцепителя, иначе автомат не включится.
Если причина короткое замыкание
Этот вид неисправности, при котором выбивает автомат при включении, тоже не редкий. Короткое замыкание может возникнуть в старой электропроводке и сырых стенах, в электроприборах и освещении. Если эта неисправность возникла в электроприборах, то найти ее можно поочередным включением бытовой техники в розетку.
Короткое замыкание бытовой техники определяется по запаху горелой изоляции, пластика, его оплавлении и при появлении сажи. Короткое замыкание также может произойти в розетках при ослаблении контактов или в патронах ламп освещения, распределительных коробках.
В этом случае нужно сначала найти комнату с этой неисправностью. Находят такое помещение, отключая в распредкоробках поочередно все комнаты и прозванивают их мультиметром. В найденной комнате отсоединяют все провода в распределительной коробке и отдельно звонят все цепи. Найденные провода с к.з. заменяют полностью или частично, в зависимости от степени нарушения изоляции.
Неисправность автоматического выключателя
Этот вид неисправности возможен при низком качестве изготовления выключателя, плохом контакте проводов. Плохой контакт проводов может вызвать искрение и появление нагара.
Не оставляйте нагар на контактах, он может вызвать нагрев контактов и оплавление корпуса прибора. Если автомат меняете, старайтесь выбрать более надежную фирму. Когда произошло отключение автомата, нужно искать причину сразу не откладывая, во избежание более тяжелых последствий.
Причины отключения дифференциального автомата
Найти причину отключения дифавтомата немного сложнее, так как в его состав кроме автомата входит и УЗО. Все выше рассмотренные причины, почему выбивает автомат, относятся и к дифавтомату. Кроме того еще добавляются причины, которые относятся только к УЗО. В основном эти причины относятся к появлению тока утечки.
Дифференциальный автомат
- Ток утечки дифференциального автомата может возникнуть, если фазный провод с нарушенной изоляцией прикасается к корпусу электрощита соединенного с нулевым проводом или с заземлением. Основные варианты, когда утечка тока произошла в цепи нагрузки дифавтомата это;
- — нарушение изоляции фазного провода и утечка тока на корпус прибора;
— через старую электропроводку с нарушенной изоляцией на сырых стенах;
— наводка от сильных разрядов молнии;
— неисправность кнопки “Тест” или отказ самого дифференциального устройства; - — нарушение правил монтажа дифавтомата.
Причины возникновения аварийного режима
Основная причина возникновения короткого замыкания заключается в резком возрастании силы тока, увеличение которой происходит параллельно со снижением сопротивления проводников. Под действием высокого тока создается критическая температура, опасная для сетей и оборудования.
Подобная ситуация, в свою очередь, также создается в силу определенных факторов:
- Скачки напряжения, когда превышаются все допустимые параметры и номинальные значения. Происходит электрический пробой изоляции проводов или всей схемы. Токовая утечка мгновенно превращается в КЗ, образуя стабильный кратковременный дуговой разряд.
- Причины возникновения замыкания часто кроются в изношенной изоляции, особенно в старых зданиях, где давно не менялась электропроводка. На изоляционный слой оказывают влияние внешние факторы, и после выработки своего ресурса она разрушается. В местах соприкосновения оголенных проводников возникает КЗ.
- Любые виды механических воздействий, негативно влияющих на целостность изоляции электропроводки. Оболочка постепенно теряет свои качества и разрушается. Часто провода повреждаются при сверлении стен и отсутствии схемы электрических сетей.
- Попадание посторонних предметов на токоведущие части. Они замыкают контакты, приводя к возникновению и развитию аварийного режима.
- Прямые удары молний производят такой же эффект, как и в случае перепадов напряжения.
- Работа электрических сетей с перегрузками в течение длительного времени, нарушения и сбои в работе электрооборудования – серьезные причины короткого замыкания.
- Резкое повышение влажности в помещении, например, при затоплении соседями сверху. Влага разрушительно действует на изоляцию в местах соединений и скруток, приводя к незапланированным контактам между проводниками.
Причины и устранение коротких замыканий в кабелях и соединениях
КЗ возникает по следующим причинам:
- физический износ изоляции;
- повреждение изоляции грызунами;
- значительный перегрев изоляции кабелей;
- прямое соединение фазного и нулевого проводов.
Физический износ изоляции
Правильная проводка – безотказная электрика в доме
Изоляционные оболочки для проводов изготавливают в основном из поливинилхлорида. Виниловый материал может сохранять свои эксплуатационные качества на протяжении не одного десятка лет. Но агрессивная среда может значительно укоротить срок службы защитного слоя проводов. Этому же фактору подвержены все виды изоляционных лент.
Устранение короткого замыкания вследствие физического износа кабелей и проводов заключается в постоянном контроле состояния проводников и своевременной заменой на новую электротехническую продукцию.
Важно! Когда пропадает звук в правом или левом канале наушников или колонок, следует проверить состояние токоподводящих проводов. Плохая пайка, низкокачественная изоляция могут вызвать КЗ, и звуковоспроизводящие приборы выходят из строя
Это часто встречается в дешёвой китайской продукции, где используются тонкие быстроизнашиваемые проводки.
Повреждение изоляции грызунами
Мыши и крысы нередко становятся виновниками короткого замыкания. Кабели, проложенные в подвальных помещениях и под землёй, зачастую подвергаются риску повреждения грызунами. Прогрызая защитную оболочку силовых проводников, мелкие животные провоцируют замыкание оголённых проводов между собой и на землю.
Устранить такие негативные явления прокладки подземных коммуникаций можно, используя бронировку поверхностного слоя изоляции кабельной продукции. Бронированные кабели обладают повышенной защитой от внешнего физического воздействия, в том числе от грызунов. При этом необходимо сделать санацию в местах обитания мелких вредителей.
Обратите внимание! В гаражах нередко появляются грызуны. Питаясь запасами продовольствия в подвалах боксов, мыши и крысы не брезгуют изоляцией проводки автомобиля
Они могут повредить провода, идущие от аккумулятора, стартера или генератора. В результате происходит замыкание силовых проводов, что может садить АКБ и при движении привести к пожару в машине.
Значительный перегрев изоляции кабелей
В результате большого нагрева изоляция разрушается, что ещё хуже – она может загореться. Перегрев происходит в результате резкого возрастания количества ампер силы тока. Обычно причиной тому являются скачки напряжения в розетках централизованной электросети.
Какой делать защиту от резкого возрастания напряжения и силы тока, решает сам хозяин жилища. Иногда лучше обращаться к специалистам, чтобы они предложили наилучший вариант исключения перегрева кабелей и проводов. Эффективным средством предотвращения негативного фактора является установка автоматических предохранительных блоков.
Электрическую сеть дома или квартиры разделяют на отдельные ветви, которые запитывают от определённого автомата. Назначение каждого прибора маркируют.
Для того чтобы избежать перегрева материнской платы ПК, компьютер подключают к розетке через стабилизатор напряжения. Также подсоединяют стабилизаторы к другим электрическим и электронным приборам. В некоторых случаях устанавливают единый стабилизатор на входе сети электроснабжения.
Прямое соединение фазного и нулевого проводов
В результате прямого контакта между фазным и нулевым проводами мгновенно происходит короткое замыкание. Самое опасное – это то, что может возникнуть электрическая дуга, которая может привести к пожару и произвести значительные разрушения окружающего пространства.
Следствие замыкания в электрощитовой
Находим обрыв или замыкание
Поиски «коротыша» рекомендуется начинать с проверки всех предохранителей и реле. Если проблема присутствует, то один из этих элементов должен сгореть.
В случае обнаружения такого «слабого звена» следует выяснить его предназначение и принадлежность к конкретному узлу. Именно на нем и нужно сконцентрировать максимум внимания, визуально изучив все провода, которые идут оттуда к блоку предохранителей.
Если такой способ не дает нужного результата, то лучше обратиться к помощи мультиметра. Этот прибор дает возможность измерить сопротивление. Для проверки нужно перевести его в соответствующий режим.
Делать это нужно, придерживаясь такого алгоритма:
- Вначале нужно отключить плюсовой провод проверяемого узла от блока предохранителей.
- Подключить красный щуп тестера к этому кабелю, а черный – на массу.
- Посмотреть на показания. Отсутствие короткого замыкания будет подтверждать единица. В противном случае показания будут стремиться к нулю.
Точно так же можно проверить автомобиль на утечку электрического тока, определив наличие или отсутствие контакта. Для этого тестер требуется подключить к двум контактам, которые можно заподозрить в обрыве. Результаты измерений интерпретируются подобным образом.
После нахождения проблемного участка проводки, нужно его восстановить. Главное – не скручивать оборванные провода руками. Лучше использовать паяльник и специальную термическую усадку. Компоненты проводки перед ремонтом следует зачистить. Перед подключением аккумуляторной батареи и нового предохранителя нужно обязательно лишний раз проверить отремонтированную проводку с помощью тестера.
Что такое короткое замыкание. Его последствия
Происходит КЗ в розетках, вилках, распределительных коробках и в прочих местах, где присутствует соединение проводов. Причина всему – некачественный контакт. Он приводит к увеличению нагрузки и – как следствие – к нагреву. Чаще всего результатом становится перегорание изоляции, вследствие чего питающие провода замыкаются между собой.
Короткое замыкание очень опасно для человека и в большинстве случаев является причиной возгорания. В связи с этим определить его местоположение необходимо достаточно оперативно.
Для того чтобы предотвратить короткое замыкание, необходимо периодически проводить испытание силовых кабельных линий напряжением, что позволит избежать тяжёлых последствий.
Поиск поврежденного участка
Если вызов и ожидание мастера-профи не вариант, то хозяевам приходится самим проводить осмотр всей электросети — открытых участков проводки, а также подключенных бытовых и специальных приборов, в том числе сетевых удлинителей. Перед операцией электроцепь обесточивают, отключая автоматы, которые не сработали, затем из розеток вытаскивают вилки всех бытовых приборов.
Как найти короткое замыкание в скрытой проводке? Идеальный вариант — наличие плана электропроводки, однако этих документов у владельцев жилья на руках чаще нет. Иногда они и вовсе бесполезны, так как чертеж и реальная схема — «две большие разницы». Причина — предприимчивость электриков во время строительства объекта. Поэтому чаще хозяева вынуждены проводить «изыскания» довольно тернистыми путями.
Первые симптомы — запах гари и почернение (выгорание) участка, на котором произошло короткое замыкание. Когда осмотр видимой проводки, распределительной коробки и розеток с выключателями результата не принес, переходят к проверке бытовых и осветительных приборов. Если и в этом случае поиски не увенчались успехом, то исследование продолжают. Оно включает в себя несколько этапов.
Подготовка к поискам повреждения при КЗ
Как найти короткое замыкание в скрытой проводке? В первую очередь, обеспечить условие, при котором поиск вообще возможен. Если при обрыве сети операция иногда сложностей не обещает, то при коротком замыкании приходится действовать по-другому, так как при подаче напряжения автомат попросту отключается.
Исключение — отгорание проводов, идущих на выключатель или розетку. Проверить, произошло ли это, легко индикаторной отверткой: достаточно убедиться в наличии фазы в приборе. Если она есть, то можно говорить о том, что, по крайней мере, один проводник в порядке. Найти обрыв нейтрали очень сложно, если нет опыта подобной работы. В этом случае рекомендуют удалить участок полностью, а потом заменить его новой проводкой.
Чтобы предотвратить короткое замыкание, препятствующее возобновлению питания, его необходимо из «сценария» предусмотрительно исключить. Поскольку чаще КЗ — контакт между нейтралью и фазой, один из проводников отключают. Обычно им становится нулевой провод, изоляция которого синего или голубого цвета. Его отсоединяют, изолируют, а затем отводят в сторону.
Надо еще раз напомнить, что перед этой операцией все электроприборы должны быть отключены от розеток. Если в сети больше нет «травмированных» участков, после исключения ноля из схемы автомат срабатывать не будет.
Поиск участка замыкания
Первым делом надо определить проблемный участок, так как найти короткое замыкание в скрытой проводке можно лишь после того, как мастер точно определит, в каком месте оно произошло.
В домах или квартирах принцип разводки одинаков: от распределительной коробки проводка расходится лучами к розеткам, а для выключателей предусматривается отдельные кабели. Работа намного упрощается, если в распоряжении хозяев имеется схема разводки. Но чаще она отсутствует.
Сначала распределительную коробку открывают, потом на каждой линии измеряют сопротивление и напряжение. Если обнаруживают линию, где показания отсутствуют, то это и есть участок, которые необходимо проверять. Следующий этап — поиски конкретного места короткого замыкания.
Помощь измерительных приборов
Оптимальный вариант — проверка сопротивления на «подозреваемом» участке цепи (или изоляции) мегаомметром, так как мультиметр имеет одно серьезное ограничение. Из-за малого напряжения он подходит только для обследования коротких участков электроцепи — до 3 м, но не более.
Одним проводом мегаомметр подключают к фазовому проводнику, другим к нулю, затем к фазе и заземлению. Если на дисплее высвечивается значение, которое меньше единицы (0,5), то можно констатировать, что с проводкой все в порядке. Когда на нем появляется другая цифра (1), или показатели меняются, это значит, что оголенные проводники в каком-то месте соприкасаются.
Поиск виновника среди бытовых приборов
Нередки случаи, когда короткое замыкание возникает в электроприборах. Чтобы точно определить его источник, используют метод исключения. Сначала от розеток отключают абсолютно всю домашнюю технику, затем восстанавливают работу автомата. Все приборы подключают по одному, по очереди. Виновник будет найден, когда сработает автомат.
Народный метод
В этом случае исследователю важно иметь хороший слух, поскольку в месте, где произошло короткое замыкание, должен улавливаться звук — тихое потрескивание. Однако данный вариант относится к «дедовским методам», поэтому на результат надеяться можно, но сильно полагаться на то, что он будет, не нужно
Как найти короткое замыкание в автомобиле
Короткое замыкание в машине (или «коротыш» на сленге электриков) – вещь очень серьезная. Большинство самостоятельных возгораний автомобилей происходит именно из-за них. Как же найти короткое замыкание проводки в авто?
Узнать о коротком замыкании не сложно. Если все прошло штатно, то при возникновении замыкания сгорает предохранитель и перестает работать соответствующая электрическая цепь. Питать она может что угодно от фар до часов в салоне. В поисках неисправности обычно первым делом проверяют предохранитель и, если он перебит, вставляют новый, с таким же номиналом. Если новый предохранитель постигла та же участь – значит в машине короткое замыкание.
Поиск замыкания в проводке производится методом исключения и представляет собой весьма муторное занятие. Смысл его заключается в отключении разных потребителей электричества на соответствующей электролинии (узнать, что именно на ней запитано можно из электросхемы автомобиля) и в проверке целостности проводов. Проверить провода, проходящие, например, под торпедой
, легко и просто не получится, поэтому начинать нужно именно с исключения потребителей. На провода же переходим, после того, как убедимся, что в «коротыше» не виноваты потребители.
Чтобы найти некое устройство (например, магнитолу), имеющее внутри себя короткое замыкание, нужно, чтобы электролиния была под напряжением. Как это сделать, ведь предохранитель тут же сгорает? В этом и есть весь секрет поиска коротких замыканий в автомобиле!
Перед тем, как приступить к поиску, нужно включить в электролинию собственный мощный потребитель электричества. Это нужно для того, чтобы понизить высокий ток короткого замыкания и не допустить возгорания проводки.
Для поиска короткого замыкания в автомобиле можно использовать обычную лампу головного света
Сделать это проще всего при помощи обычной лампы головного света на 55 Ватт, включенной вместо предохранителя. То есть нужно взять лампочку, подключить к ее выводам два провода с заранее обжатыми на них клеммами (Почитайте, как обжать клемму на проводе в автомобиле
) и другие концы проводов включить вместо предохранителя. Подключаться нужно через клеммы, то есть надежно. Если предохранители современные «флажковые», то на проводе следует обжатьклеммы типа «папа» . В блоках предохранителей классических моделей АвтоВАЗа эти клеммы не подойдут, в них, подключаться проще прямо к «лапкам», удерживающим предохранитель, надевая на нихклеммы типа «мама» . Подключение должно быть последовательным, то есть ток должен проходить через лампочку.
Лампу нужно расположить так, чтобы ее было видно. В момент включения в электролинию с коротким замыканием, она зажжется на полную мощность, как в фаре. Яркое свечение подтверждает наличие «коротыша». И теперь, при отключении различных устройств, включенных в линию, нужно дождаться, чтобы лампочка «притухла». Это произойдет при исключении оборудования, вызвавшего замыкание, из линии и большого снижения силы тока до нормальных значений. Если, при отключении, скажем регулятора подсветки приборов лампа начала светиться еле-еле, значит, вы устранили причину «коротыша», который произошел внутри регулятора.
Другое дело, если уже все потребители исключены из линии, а лампа продолжает светиться в полный накал. Это означает, что короткое замыкание произошло не в каком-то потребителе, а в проводке. Например, из-за повреждения изоляции провода.
Такой расклад гораздо сложнее, потому что, чтобы просмотреть всю электролинию, скорее всего, придется разбирать салон, снимать различные панели, а то и торпеду. Однако если воспользоваться мультиметром, то можно промерять доступные участки электролинии на предмет большого тока, тем самым сужая круг поисков. Если вы не сильно владеете данным инструментом и не «на ты» с электричеством, лучше доверить это дело электрикам. Причем не обычным, а автоэлектрикам, потому что кроме непосредственно поиска замыкания, человек должен еще уметь разбирать и собирать разные части машины.
Найдя устройство, вызвавшее короткое замыкание, можно попробовать его починить. Но лучше заменить новым – с замыканиями шутки плохи. Если предохранитель по какой-то причине выдержит проходящий ток и не сгорит, произойдет возгорание проводки и сгорит весь автомобиль.
Чтобы этого не допустить, нужно знать, как выбрать предохранители для автомобиля
,причины короткого замыкания в автомобиле , а при самостоятельном электромонтаже обязательно знать,как пользоваться изолентой .
Диагностика неисправностей
До проверки проводки рекомендуется измерить напряжение электроцепи между разными элементами и электрооборудованием следующим образом:
- взять вольтметр или перевести в соответствующий режим мультиметр;
- коснуться одним щупом тестера к «минусу» аккумулятора или к массе машины;
- другой щуп поместить на подающий провод линии.
Выведенный на экран результат следует сравнить со значениями, указанными в руководстве по эксплуатации данной модели машины. После замера напряжения можно переходить к поиску короткого замыкания, для чего также потребуется вышеупомянутые приборы, в том числе контрольная лампа, которая при отсутствии проблем с проводкой не должна загораться. При наличии замыкания тестер подаст соответствующий звуковой сигнал.
Замыкание проводки обычно говорит о неисправностях в одном из двух мест: в оборудовании-потребителе или в одном или нескольких проводах. Перед замером в проверяемой зоне убирают предохранители, после чего на клеммы предохранительного элемента устанавливают щуп, где нулевое показание скажет о замыкании.
Если после касания проводов прибор покажет появление напряжения на линии, то проблема действительно заключается в проводах, требующих замены.
Следующим этапом идет проверка заземления, нарушение которого вызывает коррозия или окисление металлических деталей, а также ослабление креплений. Для поиска неполадок потребуется:
- отключить аккумулятор;
- приложить один щуп тестера к металлу кузова;
- приложить другой щуп к соединительному месту проводки или части заземления.
Полученный результат также рекомендуется сопоставить с заводскими требованиями согласно руководству по эксплуатации. При большом расхождении показателей потребуется зачистки металла в месте заземления и проверка прочности крепления для восстановления.
Еще одной проблемной зоной считается узел соединения проводов, где помимо обрыва, испорченной изоляции и нарушения целостности электролинии, окисляются контакты, что можно определить уже при визуальном осмотре. В таком случае придется заниматься пайкой проводов с разъемами на поврежденном участке.
Если у автомобилиста нет приборов для обнаружения короткого замыкания, он может использовать меньший по сравнению со штатным предохранитель. Одну или пару жилок автомобильного провода со снятой с него изоляцией наматывают на предохранитель, всю проводку условно разделяют на части, разделяя соединения, и начинают поиск того фрагмента, где провод вызывает замыкание.
Так, на современных моделях проводку называют передней и задней, поэтому если предохранитель сгорает с отключенной передней проводкой, неполадку следует искать спереди.
Разделителем для проводов могут выступать выключатели или реле, то есть, при сгорании предохранителя в результате активации той или иной клавиши можно говорить о коротком замыкании. Тогда следует извлечь то реле в электрической цепи, которое включается при нажатии клавиши, после чего снова провести проверку. Таким образом, можно определить, в какой части происходит замыкание.
Поиск так называемого «коротыша», как называют замыкание профессиональные электрики, преимущественно осуществляется путем исключения, что является весьма длительным занятием. Автомобилисту понадобится последовательно отключать все возможные потребители электроэнергии на соответствующей электроцепи, узнать о которых можно из автомобильной электросхемы автомобиля.
Так как некоторые провода находятся в труднодоступных местах, например, под торпедой, начать следует не с осмотра общей проводки, а именно с исключения потребителей.
Чтобы обнаружить то оборудование, где произошло короткое замыкание, рассматриваемая электролиния должна находиться под напряжением. Из-за того, что предохранитель при активации цепи мгновенно сгорает, перед началом поисков необходимо подключить к линии отдельный мощный потребитель электричества для снижения высокого тока замыкания и недопущения возгорания проводки.
Заключение
Поломки и неполадки с автомобилем могут произойти в любой момент, в том числе когда водителю будет недоступна профессиональная помощь. Если во время поездки за город, на природу или на трассе в отдалении от населенных пунктов водитель столкнется с коротким замыканием, понимание устройства электроцепи и шагов в обнаружении поможет водителю благополучно добраться до центра техпомощи.
Видео про устройство электрооборудования в машине: