Какими способами соединяются между собой узлы кровли

Оглавление

Устройство карнизных узлов

Схема устройства карнизного узла

Разные изготовители металлочерепицы выпускают карнизные планки разных форм. Но в любом случае главный принцип монтажа карнизного узла: ни в коем случае не закрывать поступление воздуха в подкровельное пространство. Карнизная планка может быть самой разной формы, но она должна быть установлена так, чтобы наружный воздух попадал в воздушный продух над мембраной. Если у вас используется утепление крыши с двумя продухами, то воздух должен попадать в оба вентиляционных зазора. Стекающий по пленке конденсат должен удаляться, чтобы не смачивать деревянные конструкции кровли. Если на крыше установлен водосбор, то карнизная планка устанавливается так, чтобы нижняя ее часть попадала в желоб водостока. Все карнизные элементы крепятся специальными кровельными гвоздями и располагаются с шагом примерно 300 мм, а нахлест элементов должен составлять не менее 100 мм.

Рассмотрим монтаж и устройство карнизных углов на примере двух фирм: «Metrotile» и «Roser». Обе фирмы используют разные карнизные планки, но принципиальные схемы их устройства после небольших доработок взаимозаменяемы и могут быть использованы для других видов кровли.

Начнем с устройства карнизного узла фирмы «Roser», используем карнизную планку профиля № 1. Верхний край лобовой доски свеса нужно сделать на 40 мм выше стропил. Отмерить 350 мм от передней части по обеим сторонам ската и в полученные метки вбить гвозди. Между гвоздями натянуть шнур и измерить расстояние от передней части лобовой доски и до шнура. Это нужно, чтобы убедиться в том, что доска прямая и везде расстояние равно 350 мм. Первую решетину устанавливают точно по шнуру и закрепляют на стропильной конструкции. Все последующие решетины будут устанавливаться с постоянным шагом в 370 мм до конька.

Варианты карнизов для крыши.

Далее расскажем, как делать монтаж карнизного узла с карнизной планкой профиля № 2 фирмы «Roser». Самый верхний край лобовой доски свеса нужно установить на одном уровне с верхним краем контрбруска, который удерживает антиконденсатную мембрану. От передней части лобовой доски на расстоянии 30 мм нужно установить первую решетину и прикрепить ее гвоздями. Далее устанавливаются другие слои решетины с шагом 370 мм. Под мембрану нужно монтировать капельник для отвода конденсированной воды. Если его не устанавливать, то вода будет смачивать деревянные конструкции кровли.

Далее рассмотрим монтаж карнизного узла профиля «Cleo» от фирмы «Roser». В зависимости от используемой карнизной планки устанавливается первая решетина и лобовая доска. Сверху карнизной планки устанавливается ограничитель для птиц и крепится к первой решетине. Далее устанавливаются остальные решетины с шагом 360 мм.

Далее рассмотрим монтаж карнизной планки фирмы «Metrotile». Сначала следует установить карнизную доску, ее толщина 40 мм. Крепим ее гвоздями к стропилам. Далее на карнизную доску устанавливаем кронштейны для водостока или капельник для конденсата. Далее, начиная от края карниза, устанавливается карнизный элемент.

Датская полувальмовая крыша

Стропильная система четырехскатной крыши датского типа отличается от классической вальмовой. Отличие в оформлении вальма — тут, на некотором расстоянии от конька, набивается опорная доска толщиной не менее 5 см. К этой доске крепятся диагональные сдвоенные стропила. Насколько низко опускать опорную доску — ваш выбор. Но, чем ниже будет опущена доска, тем меньший угол будет иметь этот скат, и тем хуже будут сходить осадки. При большой площади полувальма, придется считать нагрузку и подбирать толщину стропил.

Зато низко опущенная опорная доска позволяет поставить горизонтальное окно достаточной площади. Это выгодно, если под вальмовой четырехскатной крышей будет расположено жилое помещение.

Чтобы прибоина (доска, соединяющая две противоположные стропильные ноги) от нагрузок, направленных вниз, не изгибалась, устанавливается коротыш — отрезок такой же доски, который прибивается к стойке, подпирающей коньковый брус. Такие же упоры делают и на краях прибоины, хорошо закрепив коротышы гвоздями (шаг установки — в шахматном порядке через 5-10 см).

Стропильная система четырехскатной крыши: датской полувальмовой

При таком устройстве необходимо усиление точек крепления наслонных стропил, так как нагрузка с них передается на крайнюю пару стропильных ног. Применяют два способа усиления:

  • Крайние стропила делают сдвоенными.
  • Устанавливают подкосы из сдвоенных досок.  Нижняя часть подкоса упирается в лежень или стойку. Крепятся они гвоздями, места соединений усиливают установкой обрезков досок.

Если дом имеет прямоугольную форму и вальма не слишком широкие, можно либо установить подкосы, либо сделать крайние стропила из сдвоенных балок. В остальном стропильная система четырехскатной крыши полувальмовой датского типа собирается точно также, как описанная выше.

Как сделать крышу на гараже: общая информация

Односкатная крыша для гаража приобрела популярность среди автовладельцев за счёт простоты и экономичности. Создание односкатной кровли потребует скромных навыков и недорогих материалов. Но при этом конструкция выйдет прочной, надежно прослужит вам длительное время.

Также большим достоинством является короткий срок монтажа. Все это делает односкатку оптимальным решением для гаража.

Как сделать крышу гаража своими руками? Самым главным в устройстве односкатной крыши гаража своими руками будет стропильная система. Она принимает и распределяет большую часть веса, передает его на мауэрлат.

Не менее важны обрешетки. Обрешетки будут служить опорой для креплений кровельного покрытия. Завершающий элемент – внешний слой, само кровельное покрытие. Помимо этого, нельзя забывать о гидроизоляции и теплоизоляции.

Односкатная крыша гаража — фото:

Для гаража с плоской крышей производители предлагают широкий ассортимент материалов для кровли:

  1. Шифер – обладает хорошим внешним видом, его относительно легко смонтировать. Срок службы составляет 35-40 лет;
  2. Черепица – лучше всего подойдет для создания кровли на средних/больших гаражах;
  3. Профнастил – низкая цена, достаточно надежный вариант;
  4. Мягкие материалы – рулонные стройматериалы отличаются низкой стоимостью. Срок службы современных материалов составляет 30-40 лет. У рубероида значительно меньше – 10-15 лет.

Угол наклона плоской крыши для гаража зависит от нескольких факторов. Первый – тип материала. У рубероида самый низкий угол наклона – 5-10 градусов. У шифера и черепицы больше – 20 и 30 градусов соответственно.

Второй фактор – климат. Чтобы определить необходимый угол наклона, нужно знать среднюю силу ветра, количество осадков. Например, если гараж будет подвергаться воздействию сильного ветра, крышу следует делать с меньшим углом, более пологой.

Как делать крышу гаража? Нужно начать с расчёта. В практическом плане угол наклона будет показывать разницу в высоте стен. То есть насколько одна стена постройки выше другой. Для обычного, одноместного гаража подойдет разница в 40-60 сантиметров. Крыша выйдет прочной и надежной. Чтобы произвести расчёты, используют тригонометрические уравнения.

Разница высот:

РВ = ДС х tgA, где

РВ – Разница высот;

ДС – отвечает за длину стены гаража;

tg A – тангенс угла A, угол A является углом наклона кровли, который вы себе наметили.

Стропильная нога:

СН = РВ х sin A, где

СН – размер стропильной ноги;

sin A – синус угла наклона кровли;

РВ – разница высот, её получают из прошлой формулы.

Для расчётов можно использовать специальные программы и калькуляторы, необязательно делать всё вручную.

Сделанный своими руками каркасный гараж с односкатной крышей — фото:

Виды карнизных свесов

За всю историю строительства домов было придумано огромное количество разновидностей свесов, которые были успешно применены на практике. К основным видам относятся:

  1. Неподшитые свесы – используются при устройстве вальмовой кровли дома и для скатной, и для двускатной конструкции.
  2. Подшитые свесы – тоже чаще всего применяются на вальмовых крышах и широко востребованы при устройстве кровли двускатной конструкции.
  3. Коробчатые карнизные свесы – используются при обустройстве односкатной и ломаной кровли.
  4. Укороченные карнизные применяются абсолютно на каждом типе конструкции.

Датская крыша также будет хорошо смотреться с такими карнизами.

Классическая гардина

Покупая ткань, учтите припуски: 8 см на обработку низа (подгибается дважды по 4 см), если он не декоративный, по 4 см на боковые срезы и двойная ширина выбранной ленты для верхней части. Чтобы сшить гардину, необходимы такие материалы:

  • ткань и подходящие по цвету нитки;
  • сантиметр;
  • линейка 1 м;
  • мелок.

Прозрачная ткань будет лучше драпироваться, если подгибку низа сделать узкой — до 1 см.

Как сшить гардины самостоятельно? Если нет большого стола, можно разложить ткань на полу, постелив на него простыни. Сначала выравнивают нижний срез, от него отмеряют высоту полотна, делают разметку и по ней разрезают. Чтобы обработать вертикальные стороны, боковые края подворачивают 2 раза по 2 см, фиксируют и застрачивают. Если ткань сетчатая, прозрачная с вышивкой или склонная к деформации, лучше всего ее вертикальные срезы обработать московским швом. Для этого к ее изнаночной стороне следует приутюжить узкую флизелиновую ленту для стабилизации швов, подвернуть и отстрочить на расстоянии 2 мм от края. Сделанный припуск надо срезать близко к строчке и еще раз подогнуть ткань как можно уже. После этого проложить строчку поверх первой.

Подшивка кровельных свесов

Подшить кровельные свесы нетрудно. Такие работы под силу выполнить самостоятельно.

Существует две схемы подшивки защитной облицовки:

  1. Горизонтальная подшивка на крутых скатах. Для этого сооружают коробку из брусьев, которую крепят к стропилам и стенам. При этом для хорошего водостока крепление коробки к стенам делают на 1 см выше, чем к стропилам. Затем прибивают доски от углов крыши до углов здания. При широком свесе дополнительно в средней части конструкции набивают продольный брус. Такая технология позволяет проводить монтаж быстро и значительно экономить строительные материалы.

  2. Подшивка свесов по стропилам. Используется при небольших выносах стропил (40–50 см) и на кровлях с уклоном не больше 30°. Прямо на стропила набивают обрешётку из досок, расположенных параллельно или перпендикулярно стенам. Для такой схемы обязательно наличие общей плоскости на нижних концах стропил.

Способ подшивки здесь роли не играет. Прямо на обрешётку вдоль фронтона набивают доски или брус, к которым крепят обшивочные планки.

Фронтонные свесы не участвуют в вентиляции подкровельного пространства, поэтому их подшивают прямо по обрешётке

Материалы для подшивки

Современный строительный рынок радует большим изобилием подшивочных материалов, благодаря чему домовладельцы могут выбрать любой на свой вкус и кошелёк. Основное требование — отличные показатели морозо- и водоустойчивости.

Традиционно используются:

  • строганая или обрезная доска из хвойной древесины — самый экономичный материал для подшивки карнизов;

  • деревянная вагонка, прошедшая специальную обработку, которая по сравнению с досками смотрится более эстетично;
  • оцинкованные стальные листы (профнастил), покрытые полимерным слоем, благодаря которому обеспечивается качественная защита металла и разнообразие цветов;
  • сайдинг ПВХ, листовой металл (сталь, алюминий и медь), плиты древесные и, конечно же, софиты.

Монтаж скатной кровли

Конкретно узлы скатной крыши можно поделить на такие элементы:

  • Конек
  • Вершина
  • Наклонное ребро
  • Разжелобок
  • Фронтон
  • Карнизные свесы

Трудность установки скатной крыши разного типа зависит от свойств внешних и внутренних конструкций несущего типа, а еще от принятого угла наклона скатов. Если например скатная крыша имеет слишком крутой уклон, то покрытие для кровли следует ложить только каким-то конкретным вариантом чтобы твердо прикрепить материал, мастеря нахлесты не большой величины.

И напротив, чем поменьше уклон скатной крыши, тем приличное количество боковых соединений потребуется.

Вентиляционные отверстия под кровельными свесами

Обустроив вентиляцию подкровельного пространства. вы избежите порчи несущего стропильного каркаса. Также это позволит устранить неприятный микроклимат в чердачном помещении.

Вентиляционные отверстия располагаются на карнизном свесе крыши. Они бывают двух видов:

  • Самый простой вариант отверстий – небольшой зазор между пошивкой карниза и несущей стеной сооружения.
  • Следующий вид – использование специальных пластиковых вентиляционных решеток, которые различаются по размерам. Именно так выполняется подшивка крыши софитом в большинстве случаев.

Как подшить свес крыши, инструкция на видео:

При использовании кровельного покрытия из натуральной черепицы, рекомендуется применять черепичные плиты. Они обладают отверстиями для вентиляции. Монтаж таких плит следует осуществлять в пятом ряду от карнизного свеса.

При дополнительном утеплении карнизного свеса, не забывайте и об устройстве вентиляционных отверстий при монтаже софитов. Их длина определяется, исходя из типа обустраиваемой вентиляции. Устройство свесов кровли при укладке утеплителя подразумевает открытые отверстия. В противном случае качество воздушной вентиляции в помещении будет не очень хорошим. Сама подшивка карниза крыши также должна иметь отверстия для вентиляции. Ни в коем случае не закупоривайте доступ свежему воздуху.

Если ваш чердак имеет большие габариты, то рекомендуется установить вспомогательное вентиляционное оборудование. Оно обеспечит более качественную вентиляцию помещения.

Вот и все. Еще раз отметим, что свес кровли по нормам не только повысит благоприятный внешний вид вашего дома, но и обеспечит защиту крыши и стен от атмосферных осадков в виде дождя снега, града или ветра.

Рекомендуем ознакомиться с фото- и видеоматериалами. Они помогут в правильном подборе свес крыши размер и проведении всех монтажных работ. Если вам не под силу обустроить свес кровли, то обратитесь к профессионалам. При этом предварительно рассчитайте свой бюджет.

Средство от псориаза

Особенности и преимущества фальцевой кровли

Такой тип кровли выполняется из раздельных картин, которые изготавливаются из листовой или рулонной стали. Листы могут обрабатываться различным напылением и соединяются друг с другом с помощью технологии называемой фальцевым методом.

Данный метод заслужил особую популярность в Европе и называется так, потому что при скреплении двух листов покрытия создается надежный замок, который зовется фальцем. Фальцевый замок полностью герметичен и является ремонтопригодным.

Фальцы разделяются на:

  • Одинарный или двойной стоячий.
  • Одинарный или двойной лежачий.
  • Реечный.

Преимущества такого соединения:

  • Шов высоко влагоустойчив.
  • Специальным крепежам не требуются отверстия в металле.
  • Не требуется усиленная стропильная система, так масса покрытия не велика.
  • Не трудно покрыть крушу любой конфигурации. Даже самой сложной.
  • Полная пожаробезопасность.
  • Легко ремонтировать и ухаживать.
  • Выбор любой цветовой гаммы.
  • Долговечность.

Для фальцевой кровли не требуется усиленная стропильная системаИсточник interistroy.ru

Из недостатков выделяется то, что требуется специальное оборудование для создания фальцевых замков и для надежности и гарантии качественной работы надо приглашать специалистов. Также не нужно забывать о металлических свойствах кровельного материала. Кроме создания хорошей тепло и звукозащиты, необходимо такую кровлю заземлить, чтобы сбрасывать с нее накопившийся статический заряд.

Частые ошибки при монтаже стропильной системы

Перед монтажом стропильной системы нужно иметь понятие о самых распространённых ошибках при возведении крыши, поскольку они портят внешний вид дома, снижают несущую способность главных элементов, а следовательно, и безопасность конструкции.

Видео: ошибки и просчёты при установке стропил мансардной крыши

Наиболее известные ошибки при сооружении стропильных конструкций:

  1. Чтобы свободно передвигаться в подкровельном пространстве, посередине нередко вырубают длинные участки готовых затяжек безупречно изготовленных ферм. Из-за этого несущий каркас становится шатким, поскольку разрезанные затяжки не мешают расхождению конструкции. В результате расползания могут появиться трещины в перекрытиях, и если их не заделать вовремя, то стропильная система просто рухнет. Для ликвидации негативных последствий нужно заменить вырезанные по неведению участки полосовой сталью, чтобы вернуть затяжкам способность и дальше работать на растяжение.
  2. Грубой ошибкой является слабое крепление мауэрлата к армопоясу. Если мауэрлатный брус по небрежности не укреплён «намертво» анкерными болтами, то под давлением наклонных стропил он опрокинется и повлечёт за собой всю крышу.
  3. Пренебрежение к формированию ж/б пояса жёсткости на промежуточной несущей стене из-за чего балки перекрытия начнут проседать, а крыша — разъезжаться.
  4. Чтобы стойки не продавливали перекрытия, под них нужно помещать прокладки длиной не менее 1,8 м. Установка коротких прокладок приведёт к тому, что стойки начнут передавать нагрузку не на балочные перекрытия, а на настил, вследствие чего перекрытия деформируются.
  5. Неправильный расчёт стропильной конструкции или выбор древесины плохого качества, из-за чего появляются прогибы. Впоследствии исправить такую ошибку очень сложно и финансово затратно. Придётся разгрузить стропильную конструкцию в повреждённом месте, приподнять её домкратом и установить деревянные стойки под прогнутые стропила, а затем забить клинья между стойкой и поперечным брусом и усилить выровненные стропила накладками.
  6. При устройстве мансардных окон или облицовке фронтонов зачастую сосновые доски «в шпунт» для удобства сборки располагают пазом вверх, чего делать категорически нельзя. При такой укладке в швы начнёт просачиваться влага, оказывающая разрушительное воздействие на элементы стропильной конструкции.
  7. Невыверенная геометрия стен и скатов, отсутствие ветровой балки, неправильное опирание нарожников и неверно выполненные подкосы, которые обеспечивают жёсткость конструкции и перераспределяют нагрузки.

Расчёт нагрузки на стропильную систему двускатной кровли

Стропильная система испытывает определённые нагрузки, которые можно разделить на два вида.

  1. Постоянные нагрузки, действующие независимо от любых других факторов. Их величина определяется конструкцией кровельного пирога и состоит из веса гидроизолирующих и парозащитных плёнок, утеплителя, доборных элементов, крепежа и любых других элементов кровельного покрытия, включая финишное. На практике средний вес всех составляющих кровли дома составляет порядка 40–45 кг/м2. Более точно эту величину можно вычислить, просуммировав значения удельной нагрузки каждого используемого материала, которые можно взять из справочных таблиц. Рассчитывая вес кровли, рекомендуется заложить запас прочности величиной в 10%.

  2. Переменные нагрузки. К таковым относятся воздействия ветра и снега в зависимости от их интенсивности. По сути, кровля дома представляет собой парус, воспринимающие нагрузку от ветра. Сила непосредственного воздействия на кровлю по нормали зависит от угла наклона ската — чем он меньше, тем ниже нагрузка. Одновременно на подветренном скате возникают завихрения, и появляется нагрузка на крышу с обратным вектором воздействия. При ураганных ветрах усилие на отрыв может достигать 630 кг/м2. К переменным нагрузкам относятся и снеговые воздействия. Нужно заметить, что они также имеют чётко выраженные региональные показатели.

Очевидно, что тщательный расчёт нагрузок от снега и ветра с учётом местных климатических условий жизненно необходим при выборе конструкции и материалов кровли. Эти нагрузки можно определить по карте, составленной на основании СНиП 2.01.07–85.

По карте можно определить величину ветровой и снеговой нагрузки в регионе строительства

Отмеченные на картах значения снеговой и ветровой нагрузки для каждого района называются нормативным. Для того чтобы получить расчётную снеговую нагрузку, нормативную величину нужно умножить на специальный коэффициент, который учитывает угол наклона крыши. Этот коэффициент равен:

  • 1 при уклоне менее 25o;
  • 0,7 при угле наклона от 25 до 60o;
  • 0 для более крутых скатов.

Расчётная ветровая нагрузка определяется умножением нормативного значения на коэффициент, учитывающий высоту здания и тип местности, в которой ведётся строительство.

Высота здания, м
Зона 5 5–10 10–20
А (побережья водоёмов и другие открытые участки, территории без лесных массивов (степи, тундра и пр.) 0,75 1 1,25
B (участки с лесом, городскими домами и другими препятствиями для ветра (в том числе рельефными складками) высотой от 10 м) 0,5 0,65 0,85
C (плотно застроенный городской массив, в котором средняя высота зданий составляет 25 м) 0,4 0,4 0,55

Удельную нагрузку наиболее популярных кровельных материалов можно взять из следующей таблицы.

Таблица: весовые показатели некоторых материалов для крыши

Наименование кровельного материала Масса 1 м2, кг
Пролимерно-битумная мягкая черепица 7–8
Рулонно-битумные полимерные кровли 4–8
Металлочерепица 4–6
Ондулин 3–4
Лист профилированный, фальцевая кровля 4–6
Черепица цементно-песчаная 40–50
Черепица керамическая 35–40
Шифер 10–14
Сланцевые материалы 40–50
Медные листовые материалы 8

Учитывать особенности воздействия разных видов нагрузок можно только в совокупности, поэтому расчёты подобного характера нужно доверить опытному специалисту.

Оптимальный размер

Часто непрофессиональным мастерам сложно определить, какого размера нужно делать карниз

Это действительно очень важное конструктивное решение, ведь если он будет слишком маленьким, то талая или дождевая вода со ската будет попадать на облицовку наружных стен, на отмостку фундамента, приводя к разрушению, а также порче внешнего вида сооружения. При выборе длины карниза учитываются следующие факторы:

  • Климатические условия. Оптимальный размер кровельного карниза зависит от количества осадков, выпадающих в зимний и летний период. В более снежных регионах традиционно используются крыши с широким карнизом, которые защищают стены, фундамент от попадания снега. К примеру, альпийские шале, расположенные в горах, обычно имеют карнизные свесы шириной не менее 1 метра.
  • Уклон кровли. Чем больше угол наклона кровельных скатов, тем меньше можно делать карниз. Это объясняется тем, что при пологой форме кровли траектория падения снега и воды уходит далеко от наружных стен дома. Если скаты достаточно крутые, то лучше сделать карнизы пошире, чтобы защитить сооружение от брызг воды, которые могут достигать стены при интенсивном снеготаянии или ливнях.
  • Пропорции дома. Широкий карниз с пологой крышей делают постройку визуально более низкой, приземистой, искажая оптимальные пропорции. Узкий свес с высокой, крутой кровлей, напротив, вытягивает силуэт дома.

Оптимальный размер свеса

Выбор ширины свеса

Расчет висячей стропильной системы

Крыша с висячими стропилами должна рассчитываться еще на этапе проектирования – это позволяет избежать дальнейших проблем. Лучше всего будет заказать расчет у специалистов или воспользоваться готовым проектом, но при желании можно сделать всю работу самостоятельно, воспользовавшись онлайн-калькулятором или более традиционными методами проведения расчетов.

В любом случае, для расчетов потребуется знать:

  • Площадь и размеры подкровельного пространства;
  • Наличие мансарды;
  • Ожидаемую нагрузку на кровельную систему;
  • Угол наклона скатов;
  • Вид стропильной системы;
  • Материал изготовления стен здания;
  • Материал кровельного покрытия.

Расчет висячих стропил нужен для того, чтобы определить толщину стропил, шаг их установки и форму необходимых ферм.

Разновидности карнизных свесов

Узел карниза кровли дома подбирается в зависимости от особенностей климата в регионе, в котором ведется строительство.

Узлы карнизных свесов могут иметь несколько видов

Поэтому очень важно остановиться более подробно на особенностях их конструкции

Схема монтажа карнизного свеса при наличии лобовой доски.

Карнизный свес, который выполняется заподлицо, устраивается в тех случаях, когда стропильная система не выводится за переднюю границу стены. Для этого требуется укрепление края стропил с помощью сливной доски, которая располагается в горизонтальном положении. Это делается для того, чтобы обеспечить защиту фронтона дома от проникновения влаги. При этом также обеспечивается крепление системы водосточных желобов. Помимо этого, такие конструктивные особенности придают ломаной кровле оригинальность.

Несмотря на преимущества, данный узел имеет один недостаток, который заключается в незащищенности верхней части стены от попадания воды. Узел свеса, выполненного заподлицо, имеет длину, которая составляет не менее 50 см. Если же он устраивается в сооружениях из кирпича или панелей, можно сделать выступ с меньшей длиной.

Схема монтажа карнизного свеса без лобовой доски.

Если при строительстве фронтона стены дома допущен выпуск затяжек за ее линию, рекомендуется устройство карнизов, которые помогут предотвратить образование на чердаке сквозняков и не допустят задувания в щели конструкции стены снега.

Отсутствие выступов стропильных ног ломаной крыши за линию стен замещается удлинением кобылок, в качестве которых используются обрезки бруса. Их прикручивают или прибивают к стропильным торцам. После этого к обрезкам прикрепляется карнизная доска.

Узлы карнизных свесов открытого типа образовываются при выступе основных стропил двускатной кровли за пределы фронтона здания. В этом случае сопряжение водосточной системы производится к боковой части стропил или к ее верхним кромкам. Конструктивные особенности, которыми обладает данный узел, позволяют использовать его при строительстве ломаной крыши в частных домах.

Карнизные узлы закрытого типа образуются во время закрытия стропил, выступающих за фронтонную часть, свесом. Для этого используется специальный паз с внутренней стороны, в который вставляются элементы обшивки.

Узел фронтона может быть устроен не только заподлицо, но и выступая за пределы стен. Выбор способа зависит лишь от желания хозяина дома и идей дизайнера, в любом случае он будет верным. Независимо от того, какой способ будет выбран, в обязательном порядке обшивается та часть скатной кровли, которая ничем незащищена.

Обшивка свесов: материалы и монтаж

Следует учитывать влажность подбираемого материала. Если она слишком большая – то материал может подвергнуться деформациям. Это приведет к ухудшению состояния внешнего вида свеса. Не стоит забывать и о толщине деревянной обшивки. По стандарту она должны составлять 17 миллиметров, при этом крайний порог – 22 миллиметра. Каждую доску следует подбирать индивидуально.

Процесс крепления дощатой обшивки осуществляется с двух сторон. Исключение – доски, длиной более 6 метров. Здесь шаг крепления составляет 1 метр длины обшивочного материала. Перед установкой, обработайте каждую используемую доску водонепроницаемым раствором. Для этой цели рекомендуется использовать специальную краску или лак для дерева. Деревянную подшивку свесов кровли нужно обрабатывать как можно чаще – раз в несколько лет. Только тогда свес карниза кровли может прослужить на протяжении долгого периода времени.

Еще один важный фактор – система вентиляции свеса. При этом нет разницы, какой тип конструкции используется. Выпускные отверстия должны быть примерного диаметра от 1/600 до 1/400 в зависимости от площади вентилирования.

Если рассчитать все верно – то воздух будет проникать в вентиляционные отверстия, а выходить через кровельное отверстие конька. Как правило, впускные отверстия прикрываются защитной сеткой. Это необходимо для того, чтобы в чердачное помещение не смогли проникнуть мелкие птицы или насекомые.

Кроме досок, обшивку свесов можно производить из таких строительных материалов, как:

  • Оцинкованные листы из стали. Толщина стали – от 0,6–0,8 миллиметров. Наряду с обычной листовой сталью, используются и металлические листы с перфорацией. Высота волны – не более 20 миллиметров. Чтобы осуществить обрезку стали до необходимых размеров, требуется специальное оборудование. Подогнав листы по размеру, их обрезанные кромки необходимо покрыть слоем краски. Эта процедура необходима для предотвращения коррозии.
  • Листы из алюминия, покрытые защитным слоем. Толщина листа – 6 миллиметров, ширина – 10–30 сантиметров. Алюминиевая обшивка закрепляется с помощью специальных защелок.

Кроме указанных материалов, производители предлагают ассортимент других материалов и элементов. Они позволяют повысить функциональные и эстетические свойства свесов.

Карнизные свесы

Карнизные свесы – важный элемент в строительстве дома. Дом человека – сплав техники и искусства, поэтому не удивительно, что на облик дома влияет и страна, и местность, где он построен. Все связано, и, если дом, построенный в Карпатских горах, имеет очень широкий свес крыши при крутых скатах – причина этому традиции, укоренившиеся в результате природных условий. Широкие карнизные свесы защитят и стены, и окна от атмосферной воды и снегопада, примут на кровельное покрытие струи косого дождя, сильный ветер. Стены и цоколь дома должны намокать как можно меньше – это правило действует для всех конструкций и для очень многих, если не для всех стеновых строительных материалов, а также отделок стен.

Высокие окна одноэтажных домов предохраняют от дождей и снега широкими карнизами, летом – карнизы дают тень, защищая комнаты от излишнего зноя. Кроме того, отделки и подшивки карнизных свесов исключительно выразительны в архитектурном плане, они могут кардинально изменить облик и настроение дома, изменив его пропорции. Зрительно свес карниза увеличивает площадь здания, при этом уменьшая его высоту. Ширина свеса может достигать 0,8 и более, даже более метра, такое решение связано с конструкцией стропильной системы. Для домов с мансардами ширина свеса выбирается в большую сторону, не только из соображений привлекательных пропорций, но и для защиты вертикали стен под мансардными скатами. В местностях со спокойным климатом и редкими несильными ветрами не редкость дома, не имеющие карнизных свесов вообще. Исключение – классический каменный английский дом с черепичной крышей и крошечным карнизным свесом, но это тоже объяснимо — каменные стены и небольшие окна и не нуждаются в особой защите от непогоды.

Узкие свесы крыши могут опираться на выступы стен, зрительно – свесы лежат на карнизах, а карнизы «завернуты» на стены фронтонов. Общее впечатление от дома – компактность при устремленных вверх линиях, стройность и легкость всего облика строения. Для дома, находящегося в условиях плотной застройки, с маленьким садовым участком или вообще без участка — узкие свесы более практичны и выглядят органичнее.

Под широкими свесами образуется очень комфортное и защищенное пространство. Варианты использования этого пространства и уюта – обустроенные места для отдыха под стенами дома, со скамейками, вазонами с цветами, возможно – и с чайным столиком. Более утилитарное использование «подкарнизной полосы» — поленница, место для хранения огородного инструмента, летняя кладовая для хранения и сушки трав, фруктов. Наиболее выразительны дома с широкими карнизами, утопающие в садовой зелени и цветах, рядом с окрестными газонами или лужайками.

Строгого регламента для проекции вылета крыши на горизонталь, или карнизного свеса, в строительных нормах нет. Есть только общие указания, что свес материала кровли не должен превышать небольших значений – шифер (асбоцементный волнистый) – до 5 см, керамическая черепица – до 7 см, кровельная сталь – до 10 см. Рекомендации даны для открытого, безопорного свеса, из расчета и прочности материалов кровельного покрытия. Но для крыши частного дома можно запроектировать тот карниз, который нужен для архитектурной красоты и из практических соображений функциональности, хотя стропильная система для большого свеса будет немного технически сложнее и затратнее.

Карнизные свесы, как любая конструктивная часть дома, влияют и на его энергоэффективность. Недаром выходящие на юг и юго-восток окна первых этажей оборудуют на лето маркизами или рольставнями с затеняющими козырьками. Солнечный нагрев в летнюю жару добавляет немало затрат на кондиционирование. Эти устройства обычно планируют при разработке проекта здания. Верхние окна под карнизным свесом так же могут участвовать в экономии энергии, если находятся под свесом крыши, рассчитанным по ширине и высоте расположения над окнами таким образом, чтобы в зимние месяцы пропускать как можно больше солнечных лучей в комнаты, а в летние – максимально затенять окна.