Оглавление
Электропитающие устройства и линейные сооружения автоматики, телемеханики и связи железнодорожного транспорта
- Введение
- Классификация воздушных линий
- Типовые профили опор ВЛ, ВСЯ СЦБ и воздушных линий связи
- Материалы и арматура воздушных линий
- Деревянные опоры, железобетонные приставки и железобетонные опоры
- Основные типы опор воздушных линий СЦБ и связи
- Оборудование высоковольтных линий автоматики и телемеханики
- Оборудование воздушных линий связи
- Устройство удлиненных пролетов, пересечений и переходов
- Заземления в устройствах автоматики, телемеханики и связи
- Типы и конструкции заземляющих устройств
- Строительство воздушных линий
- Техническое обслуживание и ремонт воздушных линий
- Механизация работ при строительстве и ремонте воздушных линий
- Техника безопасности при работах на воздушных линиях
- Назначение и классификация кабельных линий
- Конструкция кабелей
- Кабели для устройств автоматики и телемеханики
- Железнодорожные кабели связи
- Оборудование, арматура и материалы кабельных линий
- Строительство кабельных линий
- Монтаж силовых электрических кабелей
- Монтаж силовых и контрольных кабелей. Паспортизация кабельных линий
- Механизация кабельных работ
- Техническое обслуживание и ремонт кабельных линий
- Техника безопасности при работах на кабельных линиях
- Влияние электрических железных дорог и линий электропередачи на воздушные и кабельные линии
- Средства защиты устройств автоматики, телемеханики и связи от опасных и мешающих влияний железных дорог и линий электропередачи
- Защита полупроводниковых приборов от перенапряжений
- Воздействие молнии на устройства автоматики, телемеханики и связи. Приборы защиты
- Защита устройств автоматики, телемеханики и связи от атмосферных перенапряжений
- Защита кабелей от коррозии
- Генераторы постоянного тока
- Реакция якоря и коммутация тока
- Типы генераторов и их характеристики
- Общие сведения о двигателях постоянного тока
- Электродвигатели постоянного тока и их характеристики
- Однофазный и трехфазный трансформаторы
- Автотрансформаторы и дроссели насыщения
- Трансформаторы железнодорожной автоматики и телемеханики
- Путевые дроссель-трансформаторы
- Асинхронные электродвигатели
- Синхронные генераторы
- Первичные химические источники тока
- Свинцовые аккумуляторы
- Электролит и химические процессы в свинцовых аккумуляторах
- Электрические характеристики свинцовых аккумуляторов
- Аккумуляторные батареи
- Правила эксплуатации и способы устранения неисправностей свинцовых аккумуляторов
- Щелочные никепь-железные и никель-кадмиевые аккумуляторы. Аккумуляторные помещения
- Электрические вентили и выпрямительные устройства
- Классификация схем выпрямления переменного тока и их параметры
- Влияние характера нагрузки на работу выпрямительных схем
- Выпрямители, применяемые в устройствах автоматики и телемеханики
- Электромагнитные и полупроводниковые преобразователи
- Особенности электроснабжения устройств
- Энергоснабжение устройств автоблокировки
- Системы питания
- Электропитание устройств переездной сигнализации и полуавтоматической блокировки
- Техническое обслуживание устройств электропитания на перегонах и станциях
- Питающие пункты устройств автоматики и телемеханики
- Расчеты питающих устройств сигнальной точки автоблокировки
- Электропитание устройств автоматики и телемеханики крупных станций
- Унифицированная щитовая установка электропитания устройств централизации на крупных станциях при безбатарейной системе питания
- Электропитание устройств электрической централизации малых станций
- Устройства электропитания электрической централизации промежуточных станций
- Электропитающие установки безбатарейной и батарейной систем питания ЭЦ промежуточных станций
- Расчеты электропитающих устройств электрической централизации
- Автоматизированные дизель-генераторные установки и резервные электростанции
3 Другие виды арматуры для ВЛ – серьги, скобы и ушки
Сцепные устройства изготавливаются в различных вариациях. Они могут выпускаться в виде:
- серег, которые соединяют с деталями на опорных столбах и с шапками изоляторов;
- скоб, позволяющих фиксировать к опорам гирлянды;
- ушек, дающих возможность производить сопряжение зажимов с изоляционными стержнями;
- коромысел, использующихся при необходимости перехода к 2–4 точкам подвеса отдельных участков ЛЭП;
- промежуточных звеньев, которые применяются для увеличения длины электролиний.
Арматура для ВЛ
Соединительная арматура делится на прессуемую и овальную. Первый вид приспособлений нужен для соединения любых по диаметру стальных тросов и алюминиево-стальных либо монометаллических проводов сечением выше 18,5 кв. см. Овальные же устройства подходят для изделий диаметром не более 18,5 кв. см. При их применении монтажнику необходимо уложить провода внахлест, а затем выполнить их обжатие особыми клещами. Здесь один небольшой нюанс. Провода из алюминия со стальным сердечником, имеющие сечение менее 9,5 кв. см., не обжимаются, а скручиваются. Защитные подвесные элементы делают в виде колец, овалов либо рогов. На ВЛ 10–220 кВ, как правило, монтируют предохранительные рога. А вот линии напряжением более 220 кВ обычно оснащают овальными элементами или кольцами.
1 Разновидности линейных устройств – как отличить натяжной вид от сцепного?
Надежность ЛЭП зависит от того, насколько качественные элементы были использованы для ее сооружения. В настоящее время для обустройства линий электропередач (гирлянд) применяется линейная арматура следующих видов:
- Поддерживающая и натяжная. Такие приспособления (их обычно называют зажимами) необходимы для прикрепления тросов и проводов к гирляндам опорных элементов. Натяжные устройства используются для анкерных опор, а поддерживающие – для промежуточных.
- Защитная. Такая арматура применяется на линиях, которые имеют высокое напряжение (от 330 кВ). Она позволяет максимально равномерно распределять между изоляторами общее напряжение. Кроме того, защитные устройства предохраняют высоковольтные линии (ВЛ) от возможных коротких замыканий.
- Сцепная. Этот вид арматуры дает возможность соединять изоляторы с зажимными приспособлениями, собирать в одну цепь несколько электрогирлянд и подвешивать линии электропередач на опорные элементы.
- Распорная. Используется для соединения проводов так называемой расщепленной фазы между собой.
- Соединительная. Она необходима для соединения в одном пролете тросов и проводов ВЛ. Ее используют и для сборки проводов в шлейфах на анкерных опорах.
Линейные устройства
Выбираем линейную арматуру СИП
С видами линейной арматуры для ВЛИ до 0,4 кВ разобраться достаточно просто. Пойдем от опор.
Промежуточные подвесы
На промежуточных опорах СИП только поддерживается и практически не испытывает продольных нагрузок, исключая ветер. Крепится СИП на промежуточных опорах при помощи поддерживающих зажимов. Сам зажим вешается на кронштейн или крюк. Кронштейн крепится к бетонной опоре бандажом (металлическая лента с крепежной скрепкой). На деревянной опоре поддерживающий зажим может крепиться на крюк.
Маркируются промежуточные подвесы в зависимости от фирмы производителя:
- PS 1500 (16-95 мм), PS 2000 (25-120 мм), PC 54 QC (7-15 мм) компания NILED;
- PS 54-14, компания BK;
- SO 260, компания ENSTO.
Маркировка может несколько меняться в зависимости от сечения СИП и корпусов подвеса.
Выбираем линейную арматуру: Анкерные зажимы
На анкерных опорах, где производится тяжение СИП, применяются специальные клиновые самозатягивающиеся зажимы. К опоре они крепятся тоже на кронштейн. По внешнему виду их легко узнать, у них пластмассовый корпус, куда и вставляется кабель, а с одной стороны зажима есть характерная длинная скоба, она цепляется за крюк.
Тип: DN/PA/PAC (производитель NILED)
Концевые зажимы и зажимы для крепления на стены домов
Концевые зажимы и зажимы для крепления на стены домов аналогичны анкерным зажимам. Только к стене они крепятся кронштейнами другой конструкции или вворачивающейся крюк.
Зажимы ответвительные прокалывающие
Прокалывающие зажимы для СИП по истине гениальное изобретение, как и сами, СИП. С помощью прокалывающего зажима можно без отключения магистрали подключить абонентский отвод к дому. В зажиме есть два гнезда, куда закладывается провод магистрали и провод отвода. Одним болтом, производится затягивание прокалывающих зажимов. Зажим прокалывает изоляцию и вступает в контакт с токоведущей жилой. Срывающаяся головка затяжного болта обеспечивает надежное соединение.
Маркировка: P4, P616R, P645, P70.
Особенности производства
Разумеется, оборудование ЛЭП предъявляет солидные требования и к процессу производства. При получении плашечного зажима все участки, где выводятся провода, обязательно красят — во избежание коррозии. В стандарте на клиновые зажимы жестко нормирована величина станочного паза. Ушки могут делать с одной или с двумя «лапками». Есть и более короткий по сравнению с типовым вариантом, имеющий «гнутый палец» – применение конкретного типа зависит от условий.
Но учитываются не только особенности конкретного изделия. При изготовлении арматуры требуются мощные станки, занимающие большую площадь и потребляющие много электроэнергии. Сравнительно экономичный метод — прокатка.
Что это такое?
Строительство ЛЭП началось уже очень давно, и сразу же обнаружилось, что просто повесить провода и даже подпереть их вышками совершенно недостаточно. Требуется еще целый ряд специфических элементов, и вот как раз они и являются линейной арматурой воздушных линий электропередачи. Такие конструкции решают целый ряд специфических задач:
- собственно, соединяют изолированные провода;
- связывают изоляторы и создают на их основе так называемые гирлянды;
- присоединяют сетевые линии к изоляторам и обеспечивают их прочную фиксацию;
- помогают устойчиво подвешивать провода для ВЛ 110 кВ и иного вольтажа, а также выполняют ряд прочих функций.
Конечно же, линейная арматура должна быть механически крепка. Безусловно, это не опорная конструкция здания, но уровень ответственности не менее велик. В случае нарушения нормальной работы ЛЭП могут возникнуть очень серьезные последствия. Учитывая нахождение на открытом воздухе, допускается применение только максимально устойчивых к коррозии материалов.
В отдельных случаях арматурные конструкции должны иметь высокую электрическую проводимость. Каждая такая ситуация строго оговаривается в проектной документации. Обычно же арматура для ЛЭП должна обеспечивать, напротив, полноценную изоляцию. Перечень используемых изделий и их частные характеристики обязательно нормируются. Установлены официальные стандарты, отклонение от требований которых категорически недопустимо (прежде всего имеется в виду ГОСТ Р 51177-98).
Общие сведения
Линейная арматура для линий электропередач — типовые специальные детали, которые монтируются на ЛЭП. Главная задача — фиксация электрических кабелей, объединение несколько независимых кабелей в комплексные электрогирлянды, фиксация гирлянд на ЛЭП, стабилизация уровня вибрации, защита деталей от механической деформации. Арматурные запчасти делаются из металлических сплавов. Самыми популярными металлами являются сталь и чугун, а также разновидности сплавов на основе цветных металлов (латунь, дюралюминий и другие).
Использование, хранение и транспортировка линейной арматуры регулируется государственными нормами, законами; основной регулирующий документ — ГОСТ 13276-79. Согласно ГОСТ арматура должна быть такой:
- Высокая механическая прочность. Детали должны быть прочными, надежными. Они не должны разрушается под действием резких механических ударов. В случае кратковременной механической деформации конструкция должна сохранить свою форму без образования трещин.
- Высокое механическое сопротивление усталости. Детали должны хорошо переносить легкие электромеханические удары при прохождении тока по проводам. Риск образования трещин должен быть минимальным, поскольку это может приводить к деформации и разрушению детали.
- Хорошая устойчивость к коррозии. При ржавлении металла нарушается проведение электрического тока, что может привести к неисправности ЛЭП. Устойчивость к коррозии должна быть очень высокой, поскольку многие запчасти во время эксплуатации будут вступать в контакт с водой в виде осадков (дождь, снег, туман).
- Хорошая шарнирность. Некоторые виды арматуры являются подвижными (они могут поворачиваться как в вертикальном, так и горизонтальном направлении). Поэтому шарниры-крепления должны сохранять свою подвижность в течение длительного периода.
- Высокая электропроводность. Некоторые виды арматурных запчастей напрямую вступают в контакт с электрическим током. Такие запчасти должна обладать хорошей электропроводностью, поскольку в противном случае ухудшается КПД линий электропередач. Это может привести к снижению напряжения или силы тока на участке.
Классификация спиральной линейной арматуры
Существует несколько разновидностей элементов СЛА. В соответствии со своим назначением элементы спиральной линейной арматуры подразделяются на протекторы для защиты и специализированные зажимы с различной функциональной нагрузкой. Существуют следующие разновидности зажимов: для натяжения, для поддержки, шлейфы, ремонтные и соединители.
Ремонтные зажимы
Для проведения ремонтных мероприятий на высоковольтных ЛЭП используются специальные зажимы спирального типа. Конструкция таких зажимов содержит в себе набор спиралей из алюминий-содержащего сплава. В качестве дополнительных элементов используются проволока с устойчивым к коррозии покрытием и фиксирующий протектор.
Соединительные зажимы
Для соединения проводов на линиях электропередач используются соединительные зажимы со специальной конструкцией. Она включает в себя склеенные между собой спиральные проволочные пряди из стали, проводящие ток спирали из алюминия и фиксирующий протектор. Для создания достаточного сцепления на внутренней стороне прядей имеется абразивное покрытие.
Поддерживающие зажимы
Конструкция зажима для поддержки содержит в себе пару силовых прядей, протектор защиты, штампованную лодочку с оцинковкой, а также вспомогательные крепежные элементы. Используемый здесь протектор изготовлен из отдельных спиральных проволок. Cиловые пряди обладают взаимно противоположным вектором завивки, что обеспечивает необходимую механическую прочность. Благодаря уменьшенному напряжению на изгиб значительно повышается ресурс эксплуатации провода.
Натяжные зажимы
Строение такого зажима включает в себя силовую прядь с U-подобным профилем, состоящим из пучка склеенных между собой спиральных проволок. Силовая прядь с внутренним абразивным покрытием наматывается на электрический провод. При необходимости дополнительной защиты кабеля в зоне крепления натяжной зажим может быть закреплен на предварительно установленный протектор защиты. Длина последнего подбирается с учетом опционального монтажа гасителя вибрации. Зажим подсоединяется к опоре ЛЭП с помощью коуша и арматуры для сцепления проводов стандартного типа.
Основные понятия используемый в воздушных линиях электропередач
Чтобы не путаться с понятиями, немного вспомним их.
Линия электропередачи, выполненная изолированными проводами СИП (Россия) называется ВЛИ. Во Франции такая система носит название «Торсада», в Европе стандарт HD 626, в Финляндии AMKA-T. Независимо от названия суть одна, линия электропередач делается кабелем, фазные провода которого обвиты вокруг нулевого провода, который и является несущим. То есть все крепления производятся за несущий провод. Или две жилы кабеля СИП скручены и крепление производится за обе жилы.
Стоит напомнить, что в кабельной продукции СИП 1 и СИП 1а нулевая несущая жила не изолирована. Наверное, поэтому СИП 1 не пользуется популярностью.
Разновидности линейной арматуры
Существует несколько разновидностей линейной арматуры, различающихся по назначению и строению. Набор приобретаемых деталей зависит от конфигурации линии электропередач.
Линейно сцепная арматура
Выполняет функции удлинения и соединения. Такие детали позволяют увеличивать длину гирлянд, объединять некоторое их число в монолитную цепочку, фиксировать зажимы для подсоединения к изолирующему блоку. Также сцепные изделия подходят для фиксации гирлянд на опоры и распределения веса последних на несколько независимых точек. Для соединения деталей используются шарниры. Цепные детали помогают конструкции крутиться в вертикальной или горизонтальной плоскости. Возможно и использование сферических шарниров.
Защитная арматура для ВЛ
Часто имеет вид колец или рогаток, устанавливаемых на гирляндах. На низковольтных участках такие детали применяют нечасто, тогда как в местах с очень высоким напряжением (330 кВ и более) – обязательно. В цепях с показателями в пределах 220-330 кВ часто используют разрядные рога, обеспечивающие стабильность работы установки при ухудшении метеоусловий. На промежуточные опорные элементы иногда ставят зажимы в форме буквы U. Защитные детали применяют для нивелирования вибрации, стабилизации напряжения на сложных фрагментах, предохранения от механических повреждений, действия дождя и ветра.
Соединительные элементы
Используются для связывания отдельных тросов и проводов. Часто применяют полые внутри цилиндрические детали из алюминия. Для связывания проводов их вставляют в трубу, обжимают и фиксируют прижимными приспособлениями. Встречаются и термитные патроны, связывающие кабели в особые петли. Подожженная паста частично расплавляет металл, благодаря чему получается надежный шов. В группу соединительных деталей входит большое число зажимов (к примеру, плашечный, заземляющий, клыкообразный и другие). Некоторые из них получают только нагрузку электротока, а другим приходится выдерживать еще и механическую.
Натяжная арматура
Используется для подсоединения проводов и тросов к натягивающимся гирляндам. Сюда относятся, к примеру, такие зажимы, как клиновый (он может быть рассчитанным на разные сечения провода) и болтовый. К ним предъявляются жесткие требования в плане размеров и уровня прочности. Эти параметры должны подходить к таковым у натягиваемой гирлянды. Зажимы должны обеспечивать стабильный электрический контакт, а также справляться с перенесением нагрузки от кабелей, покрытых ледяной коркой или обдуваемых ветром.
Поддерживающие детали
Предназначены для крепления кабелей и тросов на гирлянды промежуточных опорных элементов. Крепление может быть совершенно жестким или задействовать выпускающий зажим, позволяющий проводу выпасть, если он оборвался или если гирлянда заметно отклонилась от вертикали. Используются и качающиеся зажимы, при применении которых кабель фиксируется в конструкции, похожей на маленькую лодку. Для разных типов поддерживающих изделий разрабатываются специальные ТУ, учитывающие вес проводов, их толщину и величину разрушающей нагрузки.
Контактная арматура
Используется в частности для соединения тросов и проводов, находящихся в петле анкерной опоры. В эту группу входят зажимы для ответвлений, а также аппаратные и предназначенные для заземления.
Спиральные арматурные элементы
Используются для подвешивания провода на опорных элементах воздушных линий. В США они известны уже более полувека, но в нашей стране начали производиться лишь около 20 лет назад. Они подходят не только для путей электропередач, но и для оптических линий. Монтаж выполняется довольно легко и не требует специального оборудования, при этом подаваемая нагрузка распределяется по обширной площади проводника. Однако при небольшом расстоянии до кабелей самой линии монтировать такие детали трудно и небезопасно. На оптических линиях такие детали используются только на круглых кабелях. Применяемый в спиральной арматуре метод крепления предохраняет от вибраций, излишнего трения и перегибов.
Вступление
Выбор проводов СИП для линий электропередачи дома, а проще для ввода электропитания в дом относится к этапу проектирования и планирования и делается заранее.
К слову сказать о проектировании и планировании. В строительстве, ремонте, оборудовании и оформлении своего жилища, дома, квартиры большое значение имеют металлоконструкции различного назначения. Особое значение имеют нестандартные металлические конструкции из нержавеющей стали.
Они изготавливаются чаще по эскизам заказчика, для определенных целей дизайна и специфичного функционала. Значение в изготовлении металлоконструкций имеет профессиональное сочетание дизайна подобных изделий и инженерного проектирования. Металлоконструкции АРТЕЛЬ АКСС МЕТАЛЛ отличает подобное сочетание, плюс бесплатный замер, гарантийное обслуживание, доставка и профессиональный монтаж для жителей Москвы и Московской области.
Преимущества СЛА
Сравнительно с более распространенными типами соединений, используемых в системах связи и электроснабжения, спиральная арматура обладает набором важных преимуществ. Например, в отличие от болтовых или прессованных элементов, только она может применяться в монтажных работах для крепления оптоволоконных кабелей связи. Все остальные типы арматуры отличаются слишком высоким зажимающим усилием. Благодаря ряду особенностей такая конструкция отличается более высоким уровнем износоустойчивости. В свою очередь благодаря щадящему режиму эксплуатации обеспечивается необходимая долговечность и снижаются расходы на амортизацию. Кроме того следует упомянуть более быстрый и удобный монтаж, поскольку специализированный инструмент для проведения монтажных или ремонтных работ не требуется.
Пример использования арматуры СИП
В качестве примера использования арматуры СИП продемонстрирую, как сделать ответвление от магистрали на промежуточной опоре, при использовании: СИП 3×50+54,6+25 магистрали и СИП 2×16 для ответвления.
Как видите, на рисунке продемонстрированы почти все зажимы СИП.
Вывод
Вместо итогов небольшое резюме. Для подключения дома к магистрали ВЛИ нужно подготовить:
- Два анкерных зажим;
- Кронштейн или крюк на стену дома;
- Несколько прокалывающих зажимов (по количеству жил СИП подключения).
- Если расстояние до магистрали небольшое, то разрешено подключение дома не от опоры, а в пролете магистрали. Тогда нужен только один анкерный зажим, на фасад дома.
Подробно в следующей статье 5 ноября. получить анонс статьи можно после подписки.
И последнее, совсем забыл про известного производителя электромонтажных устройств и арматуры — компания ИЭК.
Ehto.ru
Related Posts via Categories
- Как рассчитать площадь поперечного сечения арматуры всех типов?
- Сколько весит 1 метр строительной стержневой арматуры различных видов
- Длина стержневой арматуры – все возможные варианты, регламентируемые ГОСТами
- Немерная арматура – оптимальный вариант для малоэтажного строительства!
- Марки и классы строительной стержневой арматуры и проволоки для армирования
- Муфтовая арматура, что это такое и для чего используется
- Анкеровка арматуры в бетоне – сложная, но важная операция
- Горячекатаная арматура – ГОСТ и весь цикл жизни изделия
- Вес и особенности стальной рифленой арматуры А3 и других классов
- Запорно-регулирующая арматура – качественный контроль работы бытовых коммуникаций
Правила монтажа и эксплуатации
При монтаже арматурных элементов важно соблюдать правила безопасности работы в электроустановках. Изолирующие подвески, в которые включены эти детали, должны соответствовать требованиям к показателю полевой напряженности и радиопомех
Когда арматура выходит из строя или снимается с эксплуатации, ее рекомендуется сдавать для переработки.
В продаже можно встретить изделия, рассчитанные на эксплуатацию в том числе и в экстремальные морозы (до -60 градусов), однако монтажные работы все равно нужно проводить при мягкой температуре (предел — -20 градусов).
Конструкция большинства зажимов предусматривает возможность демонтажа, но не предполагает вторичной установки. Для некоторых ответвительных деталей возможны многократные монтаж и снятие кабелей.
Устройства для закорачивания нужно убирать в футляр сразу после применения. Иногда на токопроводящие жилы устанавливают устройства ограничения мощности.
Маркировка, хранение, транспортировка
Правила ГОСТ обязывают хранить, маркировать и транспортировать линейную арматуру так:
- Готовые запчасти должны иметь маркировку, которая позволяет однозначно идентифицировать деталь. Обязательные сведения для маркировки — информация о заводе-изготовителе, тип арматуры, дата изготовления. Место маркировки должно быть отражено на чертежах детали.
- Маркировка может наноситься на любой участок арматуры. Маркировка не должна ухудшать технико-эксплуатационные свойства запчасти. Основные технологии маркировки — оттиск, простановка штампа, нанесение тонкой резьбы.
- На упаковку с деталью необходимо нанести дополнительную маркировку. Основные сведения — габариты, техническое описание, информация об уполномоченном лице или органе, который выполнил проверку этой запчасти. На упаковку также должен быть нанесен соответствующий знак качества.
- Арматура хранится и транспортируется в деревянных ящиках, выполняющих роль упаковки. Способы доставки запчасти может быть любыми — наземный транспорт, воздушный, речной, железнодорожный. При перевозке и хранении необходимо следить за уровнем влажности в помещении.
2 Почему без зажимов не соорудить ЛЭП?
Ключевым видом рассматриваемой арматуры являются зажимы. Их делят на несколько типов. К первому относят глухие приспособления. Именно такая подвесная арматура считается самой распространенной. Надежность заделки зажимов глухого типа составляет от прочности проводов из стали 10–15 %, тросов из алюминия и стали – 20–30 %, из алюминия – 30–90 %. При подобной заделке тросы в случае их обрыва на каком-либо участке ЛЭП (в пролете) не выскакивают из установленного зажима. За счет этого натяжение необорванного электропровода передается на ближайший опорный элемент (на промежуточный). Глухие зажимы применяются на всех видах линий электропередач (до 10 кВ, 110, 330 и больше).
Зажимы для сооружения ЛЭП
Второй тип приспособлений – натяжные прессуемые зажимы. Они используются для тросов диаметром не менее 30 кв. см., изготовленных из стали и алюминия. Такие устройства выполняются в виде металлического анкерного болта (в нем происходит опрессовывание сердечника троса), заключенного в корпус из алюминиевого сплава (он служит для опрессовывания со стороны пролета наружной части провода). Конструкция прессуемых зажимов, как видно из их описания, не очень удобная. Монтажникам перед прессованием в обязательном порядке приходится разрезать трос. Это занимает немало времени, что приводит к существенному увеличению трудовых затрат и снижению скорости проведения монтажных работ. В последние годы промышленность стала изготавливать особые проходные зажимы. Их допускается устанавливать и опрессовывать без предварительного разрезания. Но такие проходные устройства имеют серьезный недостаток – большой вес.
Они состоят из специальной гильзы и дополнительного крепежного элемента. Последний позволяет подвешивать на электролинию опрессованный в гильзе провод. Такие конструкции незаменимы для ВЛ 0,4–10 кВ. Третий тип зажимов – выпускающие (выпадающие) устройства. Если в каком-либо пролете происходит выпадение провода, такая подвесная арматура выкидывает особую лодочку, за счет чего необорванный отрезок троса не передает натяжение на промежуточный опорный элемент. Сейчас выпускающие устройства используются достаточно редко, так как у них есть один эксплуатационный минус. Он заключается в том, что при неравномерной нагрузке на ВЛ из-за обледенения или в результате порывов ветра лодочка может выбрасываться в смежных пролетах. Подобное явление по условиям эксплуатации ЛЭП является недопустимым.
Подвеска стальных проводов часто осуществляется натяжными зажимами. Их конструкция включает в себя двойной клин и корпус. Когда производится натяжение провода, он посредством заклинивающего элемента прижимается к корпусу, обеспечивая тем самым качественную заделку линии на 10 или 110 кВ. Существуют также особые глухие зажимы, используемые для ВЛ, которые разделены на три кабеля. Их конструкция достаточно сложная. Состоят такие приспособления из нескольких плашек, корпуса, алюминиевых прокладок, гаек и специальных болтов для натяжения линий электропередач. У подобных зажимов болты находятся со стороны петли (раньше применялись изделия с крепежом, расположенным в направлении пролета), что позволяет при вибрации избегать повреждения отдельных проводов (они способны передвигаться на некоторое расстояние при неблагоприятных условиях).
Добавим, что к категории зажимов относят и специализированные подвесы роликовой конструкции, хотя, по большому счету, они таковыми не являются. Данные устройства используются для тросов сечением более 30 кв. см. Такие приспособления дают возможность проводу перемещаться (свободно) по роликам в ситуациях, когда в смежных пролетах наблюдается определенная разность натяжений.